ОСАГО в такси: проблемы и пути решения – исследование ЦСР
10 июля 2023
Эксперты ЦСР провели анализ страхования ответственности в отрасли такси и презентовали предварительные данные готовящегося по этой теме исследования на круглом столе 6 июля с участием представителей Центробанка России, Минтранса России, топ-менеджеров таксопарков, агрегаторов такси, страховых организаций и других специалистов. В ходе мероприятия отраслевые эксперты обсудили как выявленные барьеры, так и возможные способы их преодоления.
Так, согласно исследованию, в настоящее время специальный полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) для такси есть только у 56% водителей, которые занимаются пассажирскими перевозками. Остальные получили обычный полис ОСАГО для легкового автомобиля или вообще не оформляли ОСАГО.
Основным барьером для оформления специального полиса ОСАГО для такси является его высокая стоимость: чуть более половины респондентов (53%) без специального полиса ОСАГО для такси отказываются от его оформления из-за дороговизны. В среднем, стоимость специализированного ОСАГО для такси вдвое выше, чем у полиса для автомобилей, которые используются только в личных целях.
Участники круглого стола также отметили, что в отдельных регионах (в частности, в Москве) стоимость полиса ОСАГО для такси вместе с дополнительно навязанными услугами доходит до 120 -130 тысяч рублей в год на одну машину. Кроме того, присутствует факт уклонения страховых компаний от оформления этого документа, несмотря на то, что в законе закреплен принцип всеобщности и обязательности ОСАГО.
В ходе круглого стола директор департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов заявил, что проблем с доступностью страхования быть не должно – водители такси, как и любые другие коммерческие перевозчики, должны иметь возможность беспрепятственно приобретать полисы ОСАГО. По его словам, Банк России готов принимать необходимые меры в случае жалоб на недоступность полисов по вине страховщиков.
В качестве одного из решений проблемы недоступности ОСАГО для такси эксперты предлагают ввести комбинированное (или динамическое) страхование. Такие схемы предполагают, что личные и коммерческие страховые полисы «переключаются» в момент, когда автомобиль начинает использоваться для личных либо для коммерческих целей соответственно. Как только поездка заказана и выполняется, предоставляется более высокий уровень страхового покрытия, что возможно отследить и внедрить благодаря данным, собираемым цифровыми платформами.
Запрос на гибридное страхование обусловлен преимущественно платформенным характером работы таксистов, в которой распространена частичная или временная занятость. Согласно исследованию ЦСР, 92% опрошенных водителей при оказании услуг такси использует цифровые платформы. При этом 43% водителей отмечают, что оказание услуг такси не является для них единственным источником дохода. Это отражается и на целях использования автомобиля: 71% водителей параллельно используют автомобиль и для работы в такси, и в личных целях. Для таких водителей экономически нецелесообразно приобретать годовой полис ОСАГО для такси по повышенным тарифам.
Как указала Екатерина Папченкова, заместитель генерального директора, директор центра регуляторной политики ЦСР, данная проблема могла бы быть решена через введение механизма гибридного страхования, когда наряду со стандартным полисом ОСАГО водители имели бы возможность заключения краткосрочных (месячных или однодневных) полисов ОСАГО для такси на время эксплуатации автомобиля в качестве такси.
«Гибридное страхование является последним мировым трендом и активно реализуется страховыми компаниями в сотрудничестве с платформами в США, Канаде, Малайзии, Индии и других странах. В Калифорнии, к примеру, гибридное страхование закреплено на уровне закона», – отметила она.
Для разработки совместных решений эксперты готовы вести межотраслевой диалог, который позволит разработать совместный, адаптированный к современным реалиям страховой продукт под специфику российского рынка.
Презентация к дискуссии ЦСР по теме ОСАГО .pdf
ЦСР и Минэкономразвития РФ представили субъектам РФ новые целевые туристические рынки
20.03.2025Читать
ЦСР выпустил обзор «Валидаторы и верификаторы климатических проектов»
20.03.2025Читать
ЦСР подписал соглашения о развитии туризма с аэропортами Краснодарского края и Алтайским краем
19.03.2025Читать
Общее количество туристических поездок по России в 2024 г. превысило 120 млн.
17.03.2025Читать
ЦСР предложил белорусским партнерам сотрудничать в маркетинговом продвижении турпотенциала Союзного государства
11.03.2025Читать
ЦСР оценил последствия передачи Минэкономразвития полномочий координатора климатической политики
10.03.2025Читать
ЦСР рассказал об особенностях трансформации муниципальных и региональных стратегий
06.03.2025Читать
Эксперт ЦСР оценил риски резкого роста цен на топливо в России
06.03.2025Читать
Инвестиционный форум "Большой открытый диалог" дал старт широкому обсуждению новых национальных проектов
28.02.2025Читать
ЦСР: турпоток из африканских государств в Россию за последние два года увеличился почти на 60%
28.02.2025Читать
В ЦСР обсудили как российским музеям и галереям привлекать больше иностранных туристов
25.02.2025Читать
ЦСР опубликовал индекс блинов. Сегодня в России началась масленичная неделя
24.02.2025Читать
«Россия твоими глазами!» стал Международным конкурсом
24.02.2025Читать
ЦСР провел сессию об особенностях работы с брендом Discover Russia на дальневосточном направлении
17.02.2025Читать
Санкт-Петербург представил свой туристический потенциал под брендом Discover Russia на выставке в Иране
16.02.2025Читать
В 2025 году турпоток в Россию из стран Ближнего Востока вырастет минимум на 60%
12.02.2025Читать
Декарбонизация при устойчивом и сбалансированном социально-экономическом развитии
10.02.2025Читать
ЦСР прокомментировал рост ВВП
08.02.2025Читать
Discover Russia и регионы приняли участие в первой международной туристической выставке в 2025 году
03.02.2025Читать
ЦСР рассказал о роли опорных населенных пунктов в пространственном развитии России
31.01.2025Читать
Определены победители III Всероссийского конкурса студенческих инициатив
27.01.2025Читать
Интуристы ценят в России уникальную природу и готовы тратить до 765 тыс. рублей за поездку
16.01.2025Читать
Более 1300 экспертов и госслужащих повысили свою квалификацию в ЦСР в 2024 году
25.12.2024Читать
ЦСР в 2025 году проведет исследование въездного турпотенциала российских регионов
19.12.2024Читать