Открытие Генассамблеи ООН. Новый цикл внешней политики России

12 сентября 2017

12 сентября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке откроется 72-я сессия Генеральной ассамблеи. На ней будет обсуждаться широкий круг вопросов, который коррелирует с российской внешней политикой: устойчивое развитие, безопасность, разоружение, права человека.

По каждой из тем у России есть отработанная позиция и возможности влияния на их обсуждение. «Конечно, вопросы безопасности будут одними из ключевых, здесь будет рассматриваться предложение о введении миротворцев на линию разграничения сторон конфликта в Донбассе, серьезно будет дебатироваться тема корейской ядерной проблемы. Она даже отодвинет на задний план сирийскую проблему, которая, впрочем, все равно будет оставаться в повестке дня», - выразил мнение программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев.

Еще одна важная тема сессии – возможная реформа ООН. По образному выражению гендиректора РСМД Андрея Кортунова, сегодня организацию можно уподобить госпиталю, главным пациентом которой является система мировой политики. Генеральная ассамблея в этом госпитале выполняет роль врачебного консилиума, на котором собираются эксперты, министры, главы государств, они стараются поставить диагноз – что происходит в мире, где сосредоточены основным проблемы, в чем основные болезни мирового сообщества, и как их лечить.

В этой системе мироустройства Совет безопасности является бригадой хирургов, которая проводит операции по решению консилиума. «К сожалению, в последние годы мы сталкиваемся с тем, что врачебный консилиум не может прийти к единому диагнозу – очень разные существуют точки зрения на то, почему снижается управляемость в мировой политике, почему мы не можем справиться с кризисом и куда двигаться дальше. Хирургическая бригада в лице Совбеза не приступает к операционному столу, поскольку нет согласия относительно того, что лечить и как лечить», - продолжает метафору Андрей Кортунов. Для того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, участники предпринимают определенные усилия, в том числе, и Россия. «Мы проводим работу по представлению своих точек зрения на многие проблемы современного мира, но есть и другие предложения», - говорит Кортунов.

Эксперт напомнил, что президент Дональд Трамп высказывает радикальные предложения по реформе организации, предложив европейским коллегам поддержать ее. США волнует финансовая сторона вопроса: бюджетный комитет Генассамблеи ООН по американской инициативе принял решение сократить расходы на операции по поддержанию мира на $0,5 млрд.

Америка является основным донором организации – она до сих пор покрывала свыше 22% регулярного бюджета организации, который составляет примерно $5,4 млрд, а также 28,5% расходов на миротворческие операции, стоимость которых оценивается в $7,9 млрд. В общей сложности Вашингтон тратит на международную организацию и ее программы около $10 млрд.

В июне в американской дипмиссии отметили, что сокращение расходов на миротворческие операции вынудит ООН «работать умнее и более эффективно выполнять возложенные на нее задачи». «Но все-таки я полагаю, что наша точка зрения, куда нужно двигаться, в последние годы приобретает больший резонанс, чем раньше», - выразил уверенность эксперт. Нужно занять взвешенную позицию, не стоит допускать развала института и снижения его влияния. Равно как не стоит сокращать российское влияние в нем, добавил Тимофеев.

В целом позиция России относительно изменений, которые переживает этот институт глобального управления, была озвучена в недавно подготовленном совестном докладе РСДМ и ЦСР. В нем говорится о том, что ООН удалось сохранить роль основного легитимного многостороннего глобального института, и это влияние ограничивается противоречиями постоянных членов Совета безопасности, прецедентами односторонних военных акций в обход международного права, попытками размывания роли ООН и списания организации в архив Холодной войны. Однако ни один институт не сможет в обозримом будущем сталь альтернативой ООН, говорится в докладе. В интересах России – активная политика по укреплению роли ООН в решении международных проблем.

«Мы очень часто слышим критику в адрес ООН, которая позиционируется как внешняя структура, далекая от России и при этом не эффективная. Но это упрек и в наш адрес, поскольку Россия является ее членом. Значит, члены организации не способны найти ту точку, где можно договориться по самым разным вопросам», - считает руководитель направления «Внешняя политика и безопасность» ЦСР Сергей Уткин. И сейчас, с учетом тех разногласий, которые назрели не только среди членов ООН, но и среди постоянных членов Совбеза (в первую очередь, между США и РФ), возникает много вопросов – как не потерять хотя бы тот уровень эффективности, который ОНН демонстрировал в последнее время. Система этого института очень полезна для того, чтобы стабилизировать ситуацию в кризисных регионах, чтобы обеспечить условия для устойчивого развития в мире. «Все это – объективно в интересах и России, и США», - заключил Уткин.