Первое глобальное подведение итогов Парижского соглашения

18 декабря 2023

Директор Центра зеленой экономики и энергетики ЦСР Ирина Поминова рассказала об итогах ключевого климатического события года – 28-й конференции сторон Рамочной конвенции об изменении климата ООН (COP28).

У каждой такой конференции есть свои приоритеты. Безусловным приоритетом завершившейся конференции в Дубае стало первое глобальное подведение итогов Парижского соглашения. Это оценка коллективного прогресса в выполнении задач соглашения, которая станет ориентиром для климатических политик стран на ближайшие пять лет, до следующего подведения итогов.

Итоговым документом COP28 стал Консенсус ОАЭ. В него вошли решения по глобальному подведению итогов, справедливому переходу, смягчению последствий изменений климата, глобальной цели по адаптации, операционализации новых финансовых соглашений (включая Фонд по потерям и ущербу) и инициатива «Климатический чемпион молодежи».

По мнению Ирины Поминовой, «консенсус – довольно удачная формулировка для достигнутых в последний момент договоренностях, хотя точнее было бы говорить о компромиссе. На COP28 впервые было заявлено о планомерном переходе от ископаемого топлива – с привязкой к справедливому переходу – но не о поэтапном отказе от него, на чем настаивали развитые страны».

Отмечая прогресс в коллективных усилиях по смягчению последствий изменения климата (сейчас мир находится на траектории роста глобальной температуры на 2,1-2,8°C против 4°C до принятия Парижского соглашения), итоги COP28 призывают страны вносить вклад в следующие усилия: утроение мощностей ВИЭ и удвоение темпов роста энергоэффективности в мире к 2030 году; активизация усилий по поэтапному отказу от угольной генерации; ускорение создания энергосистем с нулевым уровнем выбросов парниковых газов задолго до или примерно к середине XXI века; осуществление перехода от ископаемого топлива в энергосистемах справедливым, упорядоченным и равноправным образом; ускорение внедрения без- и низкоуглеродных технологий, включая ВИЭ, атомную энергию, технологии улавливания, использования и хранения углерода и производство низкоуглеродного водорода; ускорение и существенное сокращение других выбросов парниковых газов (не только углекислого газа), особенно метана к 2030 году; ускорение сокращения выбросов от дорожного транспорта; скорейший отказ от неэффективных субсидий на ископаемое топливо, которые не решают проблем энергетической бедности или справедливого перехода.

Справедливый переход в том числе предполагает предоставление развивающимся странам достаточной поддержки, в первую очередь финансирования. Знаковым событием COP28 стал запуск Фонда по потерям и ущербу, согласованным на COP27. Уже в ходе конференции в него было внесено около 800 млн долларов, а Россия заявила, что рассматривает возможность добровольного вклада в фонд из замороженных национальных золотовалютных резервов в международных организациях. Тем не менее, финансирование остается одним из наиболее сложных и острых вопросов, и оно, вероятно, станет приоритетом COP29, на которой должны утвердить новую коллективную финансовую цель.

На COP28 с участием в переговорах представителей ЦСР была достигнута Рамочная основа ОАЭ по глобальной климатической устойчивости. Она определила верхнеуровневые цели по адаптации к изменению климата по темам (на 2030 год) и по направлениям адаптационного цикла: оценке воздействия, уязвимостей и рисков, планировании, реализации, мониторингу и оценке. Далее предстоит работа над показателями для измерения прогресса в их достижении.

По столь ожидаемым рыночным механизмам ст.6 Парижского соглашения переговоры на COP28, к сожалению, зашли в тупик, так что их запуск вновь откладывается.

Помимо самих переговоров COP28 оказался богат на различные инициативы и дополнительные мероприятия. В частности, активно работал российский павильон, в стенах которого прошло много интересных обсуждений.