Первый заместитель генерального директора ЦСР выступила на X Международном Сибирском транспортном форуме

30 июня 2023

29 июня Татьяна Горовая приняла участие в качестве спикера в пленарном заседании «Вызовы и перспективы транспортной отрасли России 2035. Трансформация и усиление роли Сибири в формировании новой отраслевой и экономической реальности», которое стало главным событием X Международного Сибирского транспортного форума «Современный транспорт и инфраструктура». Пятнадцать участников дискуссии и модератор обсудили вопросы импортозамещения в транспортном секторе, развития кадрового и человеческого капитала в отрасли, обеспечения ее качественного роста.

Помощник Президента Российской Федерации, секретарь Государственного Совета РФ Игорь Левитин в приветственном слове отметил, что транспортная отрасль России ищет возможности для роста и развития, в том числе за счет увеличения пропускной способности логистических коридоров.

Транспорт обеспечивает работу всех отраслей экономики. Основные эффекты от развития транспортной системы получают не перевозчики, а грузоотправители, а если речь о пассажирском транспорте – не перевозчики, а работодатели пассажиров, которые ездят на работу. Из этого следует важный вывод, что направления развития транспорта нужно определять с учетом влияния на прочие отрасли экономики, сообщила Татьяна Горовая в ходе обсуждения.

«Это влияние проявляется как в период строительства или реконструкции, так и в период эксплуатации. Строительство инфраструктуры – классический рецепт борьбы с экономическим спадом еще со времен Великой депрессии. По итогам 2022 года, строительная отрасль оказалась одним из локомотивов экономики, рост ВДС в ней составил 5% к уровню 2021 года, что позволило смягчить общий спад экономики, вызванный санкциями. Однако главный эффект от функционирования транспортной инфраструктуры получается, конечно, не от стройки, а от эксплуатации», - резюмировала первый заместитель генерального директора ЦСР.

Основным документом для оценки эффектов от эксплуатации транспортной инфраструктуры, по ее словам, последние четыре года является методика, утвержденная в конце 2019 года постановлением правительства России №1512. Однако эта документация не закрывает всех потребностей разработки государственной политики в сфере транспорта, считает Горовая.

Поэтому ЦСР совместно с Минэкономразвития России занимаются исследовательской деятельностью, результаты которой позволяют сравнивать величину эффекта от прироста перевозок различных видов грузов. В ходе этой работы эксперты также оценивали, как повлияют задержки в экспорте и импорте разных видов грузов на рост ВДС и развитие отдельных отраслей. Расчеты проводились как по экспорту, так и по импорту контейнерных грузов.

«Главный результат расчета следующий: при недополучении импортной продукции для промышленности на один рубль выпуск в отраслях экономики снижается на десять рублей. При недополучении одной фитинговой платформы (два ДФЭ) с импортом выпуск отраслей экономики снижается на 53 млн рублей. Это 21 млн рублей недопроизведенной ВДС.

Такие сопоставления позволяют принимать взвешенные решения в области развития транспортной инфраструктуры, выстраивать приоритеты при ограничениях пропускной способности, перенаправлять потоки», - заключила Татьяна Горовая.

В рамках последующего выступления эксперт ЦСР также рассказала об оценке влияния изменений направлений перевозок на отдельные отрасли экономики и на отдельные территории: «Мы можем определять долю транспортных издержек по группам товаров с учетом средней дальности перевозки и действующих тарифов, что позволяет нам определять расчетный уровень рентабельности тех или иных отраслей, а значит понимать, как изменение логистики отразится на их работе. Собственно, для лесной отрасли уже были приняты решения. Наработанные подходы позволяют эффективно обеспечивать аналитическое сопровождение всех направлений государственной политики в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры», - констатировала первый заместитель генерального директора ЦСР.

Международный Сибирский транспортный форум позиционируется как главная региональная площадка для демонстрации достижений отечественной транспортной отрасли, обсуждения ключевых аспектов функционирования всех видов транспорта, принятия решений для развития транспортно-логистической инфраструктуры и дорожного комплекса. Традиционно проходит в Новосибирске.