Плановые проверки в России: аналитический обзор

01 ноября 2017

Чрезмерная активность контрольно-надзорных органов — одна из наиболее обсуждаемых проблем российской экономики. Вместе с тем этот разговор часто основывается на самых общих количественных оценках масштабов проблемы. Наше знание о том, сколь-ко проводится проверок, какова их структура и т.д., до последнего времени ограничивалось общим числом за год (примерно 2 млн) и названиями ведомств, обладающих соответствующими полномочиями.

Предлагаемый обзор использует уникальные данные обо всех плановых проверках, проведенных в 36 регионах России в рамках 294-ФЗ за 6 лет (с 2011 по 2016 гг.), и делает на их основе выводы о количественной динамике таких проверок, их структуре, наличии или отсутствии выраженных региональных и ведомственных различий. Обзор показывает, как росло или уменьшалось количество плановых проверок, какие ведомства были ответственны за рост или снижение их числа, существует ли региональная вариативность в работе контрольно-надзорных органов.

Дискуссию об изменении числа плановых проверок необходимо предварить одним важным замечанием. Любое такое изменение (в сторону увеличения или уменьшения) нельзя рассматривать в отрыве от изменения числа внеплановых проверок. К сожалению, имеющиеся в нашем распоряжении на сегодняшний день данные не позволяют давать точные оценки числа внеплановых проверок, поэтому весь дальнейший анализ следует воспринимать с учетом этой оговорки.

Другое важное ограничение касается длительности проверок. Хотя у нас есть информация об их длительности, указываемая самими регулирующими органами, есть серьезные основания сомневаться в возможности использования этих данных для анализа, поскольку в одних случаях указывается фактическая длительность проверки, а в других — ее предельная возможная продолжительность.

Несмотря на указанные ограничения, собранные данные плановых проверок представляются подходящим инструментом для оценки и анализа контрольно-надзорной деятельности за последние пять лет. Во-первых, такие данные дают представление об общей динамике плановых проверок, которая сама по себе может служить признаком изменения поведения надзорных органов. Во-вторых, эти данные являются инструментом для определения наличия региональной вариативности (или ее отсутствия). В-третьих, они позволяют выявить наиболее активных проверяющих и увидеть отличия в изменении образа действия различных регулирующих органов. Наконец, мы можем получить информацию не только о проверяющих, но и о проверяемых, а также о том, какие пред-приятия и из каких отраслей несут на себе наибольшее регуляторное бремя и как изменялась эта нагрузка во времени.

Подробнее о плановых проверках в России читайте в аналитическом обзоре ЦСР.

002