Плюс 18

08 ноября 2017

Как трансформировать российское образование, чтобы страна не потеряла конкурентоспособность в горизонте до 2035 года? Экспертный "коллективный разум" в поисках ответов на вызовы будущего.

Обсуждение насущных проблем в преддверии национальной технологической революции состоялось на петербуржской площадке «Точка кипения». Интерактивная лекция получила название «За 18 лет до нашей эры» - именно этот временной отрезок развития страны сейчас активно обсуждается экспертным сообществом.

Встреча проходила в рамках неформальной образовательной конференции «Национальная технологическая революция 20.35». Модератор лекции директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков предложил экспертам на время объединиться и стать «коллективным лектором», где каждый и спикеров, обладая собственной позицией и взглядом на будущее, понимает, развивает и дополняет тезисы предыдущего выступающего. Он напомнил, что в таком же формате в 2014 году проходил проект АСИ «13 лекций о будущем», где многие из участвующих уже делились с аудиторией своим видением развития России и мира в горизонте до 2035 года.

«Между 2017 и 2035 годами ровно такое же расстояние, как и между 2017-м и кризисным для России 1999-м, - обратился к молодой аудитории модератор. - И в 2035 году вы будете вспоминать этот год как время, когда перед вами стояли развилки – какие выбирать жизненные траектории». По его мнению, уровень технологической трансформации, которую сегодня переживает страна, ничуть не меньше масштабов экономической трансформации, захлестнувшей Россию в конце 90-х. В этой связи Песков предложил всем собравшимся «продвинутым динозаврам» из числа экспертов, «осколкам уходящей эпохи», за плечами которых большой опыт преодоления кризисов, поделиться с сидящей в зале молодежью своим видением наиболее важных задач, которые будут стоять спустя 18 лет на стыке образования, экономики и общества.

Заместитель гендиректора ОАО «РБК» Евгений Кузнецов высказал мнение, что ближайшие 18 лет пройдут куда более стремительней предыдущих, поскольку скорость развития эволюции увеличивается. По его мнению, уже сейчас происходит процесс глобального пересмотра модели цивилизации, которая существовала два с половиной века, в течение ближайшего времени пересмотру подлежит вся научная, политическая, социальная и экономическая картина мира. Он подчеркнул, что пересматриваться картина будет уже не человеком, а человеко-машиной.

Начинается эпоха, которая приведет к колоссальным изменениям. В этой связи полный апргейд ждет образование, которое сегодня выходит на первый план – спокойно отучиться в заштатном вузе и просидеть всю жизнь где-то внизу карьерной лестницы уже не получится, поскольку все рутинные работы перейдут роботам. Образовательные программы будут мультидисциплинарными, гибкими (симбиоз дисциплинарности и практикоориентированности). Срок получения высшего образования должен сократиться до трех лет, считает член правления Фонда «ЦСР «Северо-Запад» Петр Щедровицкий.

В новой среде, продолжил разговор гендиректор Qiwi Сергей Солонин, важней конструкцией станет способность самоорганизовываться. Победившими в гонке за инновациями, по его мнению, будут не компании, а команды, строится этот процесс будет на творчестве, понимании как делать проекты и коллаборативных практиках. «Обществу нужно научиться готовь людей к коллаборативному созиданию», - считает Солонин.

Человечеству необходимо строить новые каналы коммуникации, поскольку общество так и не научилось коммуницировать, поддержали разговор другие участники дискуссии. А в основу нового образования должны лечь конвергенция, синергия, время реакции (сегодня все меньше времени дается для выхода проектов на рынок), добавил проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Алексей Боровков.

Председатель правления Фонда «ЦСР «Северо-Запад» и вице-президент Фонда «ЦСР» Владимир Княгинин напомнил о том, что в ближайшие годы Китай будет расти быстрее России – примерно на 6-7% ВВП в год, а расходы на НИОКР этой страны вырастут с 2 до 2,5% ВВП будут (в России - 1,1% ВВП). Это значит, что сосед будет выпускать огромное количество студентов, тратить огромные ресурсы на разработки и исследования. Удержаться на существующих позициях в этой гонке будет сложно. Поэтому ассиметричным ответом должен стать выход на новые способы организации мышления и деятельности. «Организационное развитие на ближайшие 10-15 лет, вот, что нас ждет – мобилизация сил, колоссальный челлендж, толерантность к любому, кто экспериментирует», - считает Княгинин.

В конце двухчасовой дискуссии Дмитрий Песков обобщил решение «коллективного разума». «Сверхзадача университета 20.35 в рамках национальной технологической революции, к которой должна двигаться страна - научить таланты собираться в команды, ставить перед ними цель и обеспечивать такими интерфейсами для взаимодействия, чтобы научиться опережать конкурентов, даже если у них больше средств и человеческих ресурсов», - резюмировал модератор интерактивной лекции.