ПМЭФ: образовательные меры поддержки сегмента МСП получают стимул к развитию

02 июня 2021

В среду 2 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Корпорация МСП презентовала стратегию развития на период до 2025 года. По мнению ЦСР, ее положения имеют особую значимость для всего сегмента малого и среднего бизнеса.

Очевидно, что увеличение объемов гарантийной поддержки, в том числе в сегментах микро- и малых предприятий, приоритезация и сегментация по отраслевому и территориальному признаку станут весомыми рычагами для поддержки МСП. Кроме того, изменение принципа покрытия мерами поддержки и сервисами, формирование цифрового профиля предпринимателя и определение решений жизненных ситуаций на основе автоматизированных сервисов и суперсервисов будут способствовать росту сегмента МСП в России.

Некоторые направления господдержки уже оказали положительный эффект на деятельность представителей сегмента. Так, на сегодняшний день, оценки эффективности реализуемых мер поддержки МСП (такое исследование проводится ЦСР для Корпорации МСП) говорят о том, что в части гарантийной поддержки наибольший отклик наблюдается именно в сферах деятельности микро-, а также малых предприятий.

Средний рост занятости на микропредприятиях получателей гарантий и поручительств за период с 2019 по 2020 год составил 149%, а на максимально схожих микропредприятиях (по виду деятельности, региону и финансово-экономическим показателям), которые такую поддержку не получали - 108%. Таким образом, дополнительный средний прирост занятости вследствие предоставления гарантий и поручительств на микропредприятиях составил 41%.

Если говорить не только о финансовых мерах поддержки, то по результатам исследования ЦСР, МСП также заинтересованы и в образовательных мерах поддержки, причем уровень востребованности сопоставим с финансовыми мерами.

Кроме того, на основе проведенных расчетов, также наблюдается положительное влияние образовательных мер поддержки на занятость. Так, в сегменте МСП собственники (и/или сотрудники) которых прошли курсы повышения квалификации, наблюдается дополнительный прирост занятости в 9% по сравнению с аналогичными группами МСП, которые такой поддержки не получили. Образовательные программы и модули прибавили 8%. Организация и проведение семинаров, тренингов, конференций, форумов, круглых столов, бизнес-игр в плюсе на 6%. Также наблюдается и положительный эффект относительно занятости. Особенно у МСП-получателей меры «Повышение квалификации». Дополнительный среднегодовой прирост выручки составил 12%.

В целом, практика ЦСР показывает, что проведения подобной аналитечской работы (пофакторной оценки степени влияния мер поддержки на основные финансово-экономические показатели) позволяет выявить наиболее эффективные меры государственной поддержки с точки зрения их влияния на рост занятости, выручку, налоги и иные показатели МСП-получателей поддержки. Кроме того, такие оценки позволят сформировать «Портрет идеального МСП» с наибольшим откликом по каждой мере поддержки, учитывающий: категорию МСП (микро-, малые-, средние предприятия), вид и регион деятельности, налоговый режим, количество занятых, возраст компании и иные показатели.

Отметим, что это уже реализуется и в рамках сотрудничества с ЦСР, причем инструментарий был существенно усовершенствован за счет объединения Единого реестра субъектов МСП, Единого реестра субъектов МСП-получателей поддержки, данных СПАРК с алгоритмами оценки эффективности мер господдержки, что способствует развитию системы проактивного и адресного подбора мер государственной поддержки, а также позволяет оценить полезность меры относительно каждого субъекта МСП и детально анализировать эффективность/ не эффективность поддержки.