Поиски равновесия в межбюджетных отношениях

28 февраля 2017

На Сочинском инвестиционном форуме – 2017 острые споры вызвала тема совершенствования отношений между федеральным и региональными бюджетами. Среди активно обсуждаемых вопросов - корректировка действующей системы дотаций.

Во время панельной дискуссии «Межбюджетные отношения. В поиске равновесия» председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предложил присутствующим экспертам и представителям министерств и ведомств ответить на вопрос: нужно ли вообще менять что-либо в существующей системе отношений между федеральным центром и регионами. Глава совета ЦСР Алексей Кудрин предложил внести изменения по двум направлениям – смягчить административное регулирование и расширить полномочия регионов, а также изменить существующую систему дотаций и субсидий.

Для поднятия экономического потенциала регионов им нужно предоставить больше свободы. «В последние годы было внесено масса законов, которые больше и больше регламентируют деятельность в ряде отраслей субъектов, предопределяет нормативы финансирования Москвой, что сковывает возможности субъектов», - отметил эксперт. Еще одна проблема, по его мнению, лежит в плоскости контрольно-надзорных функций. Так, деятельность почти 80 надзорных органов может пагубно сказаться на инвестиционном потенциале региона. По мнению Кудрина, часть полномочий по контролю и надзору следует полностью передать субъектам, а часть – делегировать в большей части. «Думаю, и на федеральном уровне часть функций мы должны сокращать, но и субъекты должны уменьшить свои такого же рода барьеры для бизнеса на своей территории», - добавил глава ЦСР. Он даже предложил ввести KPI для правоохранительных органов в части их влияния на инвестиционный потенциал региона.

Вторая тема, поднятая Кудриным, это сложившаяся диспропорция в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности и отраслевых субсидиях на поддержку отраслей. «В прошлом году таких субсидий было 100, в этом году – 65. Да, произошло укрупнение ряда субсидий, например, в АПК, что в целом неплохо. Но таких целевых субсидий должны быть гораздо меньше, максимум – 20. И они должны решать самые главные задачи, которые стоят перед страной, а не размазываться по незначительным текущим вопросам в отраслях», - отметил бывший министр финансов.

В этой связи он предложил 200 млрд рублей субсидий передать в Фонд финансовой поддержки регионов на выравнивание бюджетной обеспеченности, а остальную часть из общей суммы в 500 млрд рублей распределить по принципу - меньше субсидий с более лаконичными показателями.

Выступивший следом министр финансов Антон Силуанов сообщил, что укрупнение субсидий продолжится и их число должно сократиться до одной-двух на отрасль, но отказываться от них не стоит. «Субсидия - это инструмент отраслевого регулирования: если откажемся от них и передадим в фонд, то нужно регулировать отрасли другими способами, какими-то соглашениями, которые не подразумевают финансирования», - высказал мнение министр.

Вице-премьер Дмитрий Козак также считает, что отказаться от субсидий невозможно, хоть их и можно упорядочить и укрупнить. Вместе с тем проблема самостоятельности субъектов федерации существует. По его словам, совокупные расходы регионов составляют около 11 трлн рублей и несмотря на достигнутые ранее договоренности о том, что субъекты тратят самостоятельно, около 97% этих расходов зарегулированы различными федеральными актами. Он согласился с идеей отказаться от такого регулирования и дать регионам больше свободы.

В данный момент, напомнил Козак, формируется план действий правительства на ближайшие годы по реализации основ региональной политики на период до 2025 года, и все вопросы, которые возникают в межбюджетных отношениях, будут учтены в этом плане. «Основная задача правительства - добиться того, чтобы межбюджетные отношения способствовали наращиванию собственного экономического потенциала каждого субъекта РФ, каждого муниципального образования, это на порядок эффективнее, чем получение дотаций от вышестоящей власти», - резюмировал вице-премьер.