Попасть в мейнстрим

28 августа 2017

Блокчейн стремительно врывается в современную экономику. В России также присматриваются к использованию новой технологии, прежде всего, в сфере госуслуг.

Интерес к блокчейну набирает обороты во всех странах мира. Так именуется технология, позволяющая хранить данные на связанных между собой в одну цепочку компьютерах. Технология является практически идеальной: она неуязвима для хакеров - в силу хранения информации не на едином сервере, а в распределенной сети, кроме того, в ее основе лежат криптографические средства защиты. Она обеспечивает достоверность данных: изменение информации задним числом или ее искажение невозможно. Наконец, технология позволяет значительно ускорить и удешевить все операции, проводя их напрямую — минуя посредников.

Для понимания концепции блокчейна (от англ. blockchain — цепочка блоков) эксперты приводят аналогию с картотекой, где карточки распределены среди множества владельцев. Все они связаны друг с другом так, что изменение записи в одной из них автоматически отображается во всех остальных. В каждый блок данных встраивается вычисленная контрольная сумма предыдущего блока – похожая технология используется в торрентах. Таким образом, блоки выстраиваются в связанную цепь и невозможно ни изменить блок в ее середине, ни извлечь его – это неминуемо обнаружится при проверке последующих блоков.

В поисках заработка

Чаще всего этот термин упоминается в связи с набирающими популярность криптовалютами, количество которых уже приближается к 1000. По сути, это цифровые деньги, которые можно получить двумя способами: купить на бирже за обычную валюту или включить свои вычислительные мощности в распределенный по разным компьютерам реестр данных, где подтверждаются транзакции в криптовалюте, – и получать вознаграждение за их подтверждение. Последний процесс называется майнингом.

Самая популярная на сегодня криптовалюта – биткоин. В 2008 году он стоил меньше цента, в 2013-м — чуть больше 10 долларов, а сейчас один биткоин достиг отметки в 4500 долларов.

Бизнесмен российского происхождения - Виталик Бутерин – основал блокчейн-платформу Ethereum и одноименную криптовалюту. Сегодня это вторая по величине криптовалюта мира после биткоина с капитализацией $28 млрд. Это сравнимо с оценками Airbnb и Snapchat. В прошлом году издание Fortune впервые включило Бутерина в рейтинг влиятельных молодых бизнесменов, в 2017 году он поднялся с 31-го места на 10-е, обогнав основателей компаний Spotify, Pinterest, Dropbox, Snap.

Однако принцип блокчейна может использоваться во многих сферах, и, в первую очередь, для предоставления профессиональных, быстрых и прозрачных услуг. Основные аспекты, заложенные в технологию - распределенность данных, их неизменность и скорость операций – могут принести большую пользу как экономике в целом, так и самим гражданам.

Применять блокчейн можно, например, в сделках по купле-продаже недвижимости, поскольку система позволяет хранить в неизменном виде все архивные операции. В систему можно перевести и любые другие имущественные сделки, не только между гражданами, но и между организациями. Примеры можно продолжать и продолжать. Новые технологии берут на вооружение власти многих стран. Эксперты предсказывают, что к 2025 году технология блокчейн станет неотъемлемой частью мирового капитала.

Не отстать от поезда

Российские власти пока осторожно подходят к идее внедрения блокчейна. Основная причина - отсутствие правовой основы для функционирования системы. Свои планы государство обозначило в программе цифровой экономики, которую правительство утвердило в конце июля. Согласно документу, в четвертом квартале 2018 года должны быть готовы проекты нормативных актов, которые бы позволили провести правовой эксперимент по использованию блокчейна для удостоверения прав.

Регулирование блокчейна в мире в целом и в России в частности только формируется. В прошлом году Международная организация по стандартизации (ISO) создала специальный комитет для разработки стандарта технологии блокчейн, куда вошли и отечественные специалисты. Их задача состоит в том, чтобы в международный стандарт вошли российские криптографические алгоритмы. Специальный комитет по блокчейну должен появиться и в стране, по данным «Ведомостей», это должно произойти осенью.

К концу марта 2019 года документы должны быть приняты, а сам эксперимент планируется на четвертый квартал 2019-го. Он продлится год, и только по его итогам можно будет закрепить в законодательстве правовые условия для использования блокчейна.

Известно, что пилотные проекты предполагается внедрять в сфере госулуг. Одним из них станет внедрение Минздравом электронных карт больного, которые позволят значительно повысить качество оказываемой помощи: врачи смогут сразу получать всю имеющуюся информацию о пациенте и его обследованиях в прошлом, что особенно важно в экстренных случаях и в ситуациях, когда пациент наблюдается в разных медицинских учреждениях.

Минкомсвязи изучает возможность использования новой технологии в работе Росреестра. По словам главы ведомства Николая Никифорова, блокчейн может применяться в сделках о долевом строительстве.

Кроме того, на днях первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что государственным институтам не удастся игнорировать появление криптовалют, которые займут свое место в экономике будущего. По его словам, «криптовалюты уже спрятать под замок не удастся, эта тема будет развиваться. Но развиваться должна так, чтобы нацэкономику не поставить под удар, а сделать ее более сильной».

Российские организации аккуратно уже начали использовать блокчейн для финансовых сделок. В частности, эксперименты проводит Сбербанк. Ряд электростанций рассматривают возможность создания майнинговых центров. В Госдуме уже обсуждали возможные поправки в законодательство, позволяющие использовать цифровую платежную систему для проведения финансовых сделок.

Но помимо правой и регуляторной проблемы у активного внедрения современных технологий в России есть еще одно препятствие – это нехватка специалистов. В июле 2017 года глава Сбербанка Герман Греф во время заседания совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам предложил ввести программы по обучению технологии блокчейна «в ключевых вузах». «Наверное, это единственное, что нам пока нужно. Технологию мы сами доведем, но нам нужна поддержка кадров», — сообщил Греф.