Потенциал развития Сибири

13 апреля 2018

Ключевые вызовы развития крупных городов и агломераций в Сибири и меры их поддержки государством обсудили участники круглого стола, прошедшего на площадке Красноярского Экономического форума.

Встреча с участием федеральных и региональных экспертов состоялась во второй день работы форума. Модератором круглого стола «Городские агломерации и крупные города Сибири: как запустить перезагрузку?» выступила руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова. Во вступительном слове она отметила, что за последние 20 лет российские территории не приобрели вектора развития, связанного с новой экономикой. Предшествующий рост их экономик был связан в основном с перекачкой в коммерческую и жилую недвижимость доходов, формирующихся на счет сырьевых секторов.

Сегодня необходимо находислуг и сервисов. Отчасти на реализацию этих задач нацелена стартовавшая в прошлом году программа «ЖКХ и городская среда», благодаря которой города должны стать уютнее, красивее и удобнее. Большой вклад в эту работу должны внести сами жители.

По словам замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, к обсуждению представленных на участие в программе проектов активно привлекалось местное население. По результатам голосования многие проекты муниципалитетов были изменены, иначе они не могли претендовать на финансирование из федерального бюджета. Мнение горожан учитывается при реализации еще одного приоритетного проекта – «Умный город», который должен способствовать развитию в регионах инфраструктуры. По словам Чибиса, для диалога с обществом и поиска инициатив «снизу» во всех городах в течение полутора лет должны запуститься специальные агрегаторы по примеру столичного ресурса «Активный гражданин».

Чибис рассказал, что в ближайшее время стартует еще один федеральный проект – создание банка лучших практик для умных городов. С его помощью предлагается тиражировать решения, которые уже были успешно реализованы на той или иной территории. Использование этих решений будет влиять на выделяемую поддержку из бюджета РФ, так предполагается стимулировать эффективность городского управления. За несколько лет в стране должно появиться от 3 до 5 умных городов, и сибирские центры с точки зрения качества человеческого капитала имеют все шансы войти в их число, отметил Чибис.

Участники обсудили еще одно направление - создание на территории Сибири новых агломераций. Своими проектами развития территорий во время круглого стола поделились представители Красноярска, Томска и Новосибирска. Замглавы Красноярска Вячеслав Полищук рассказал о программе создания Красноярской агломерации, реализации которой мешает недостатки инфраструктуры: перегруженность уличной сети, нехватка парковочных мест, плохая доступность отдаленных микрорайонов. В этой связи была поставлена приоритетная цель - развитие транспортной логистики. Сегодня в городе разрабатываются проекты по созданию перехватывающих парковок и строительству пересадочных узлов, интегрированных в железнодорожную и автомобильную сеть.

Заместитель губернатора Томской области Андрей Антонов поделился успехами изменением структуры экономики в регионе. Для Томска, по его словам, с учетом транспортной отдаленности актуальны только высокомаржинальное производства. Преимущество города – сильные учебные заведения. И сегодня здесь создано и работает более 400 инновационных малых компаний, в том числе в области биотехнологий. Также Томск и Новосибирск стали пилотными городами для реализации стратегии создания цифровых полигонов (аналоги Силиконовой долины). Здесь предполагается развивать малые предприятия для их встраивания в технологическую цепочку добавленной стоимости глобальных игроков. Кроме того, в Новосибирске реализуются проекты по формированию ТОРов и созданию транспортного каркаса для Новосибирской агломерации.

Большое внимание было уделено обсуждению ключевых вызовов в развитии крупных городов и агломераций в Сибири. По словам гендиректора Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Михаила Зайцева, сегодня этим процессам мешает пространственная изолированность ряда городов, а также наличие огромных территорий, где люди не живут. В числе других тормозящих факторов: опасения муниципалитетов, боящихся потерять самостоятельность, возможный конфликт интересов центра и периферии, повышение нагрузки на транспортную магистраль.

Наталья Трунова также отметила, что в России вопрос развития агломераций все еще вызывает споры, хотя во многих странах такие проекты уже давно реализуются. Существует мнение, что формирование таких территориальных укрупнений приведет к отставанию других районов. Но зарубежный опыт показывает, что реализация комплекса мер по приоритетному развитию агломераций не приводит соседние территории к депрессивности.

«Многие воспринимают агломерации как воронку, которая только затягивает ресурсы, но это не так, их задача – уйти от проблемного состояния в регионе, - поделился мнением врио директора департамента планирования территориального развития Минэкономразвития Алексей Елин. – Мы говорим о позитивном влиянии, которое должен оказывать крупный город на прилегающие районы с точки зрения занятости и распространения качественной среды, а также создания новых центров экономического роста на прилегающих территориях».

Пока механизмы правового регулирования создания таких объединений не идеальны, не хватает финансовых источников, ограничивают возможности городов правила землепользования, отметил Андрей Максимов, председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ. По его словам, для развития городских агломераций необходимо не только принятие программы, но и внесение изменений в отдельные законы, а также формирование межмуниципалитетных сообществ. Но поправки в законодательство уже разрабатываются. По словам Елина, их принятие должно способствовать межмуниципальному сотрудничеству и кооперации городов.