Расходы на электроснабжение малого и среднего бизнеса в России: посильное ли бремя?

31 марта 2021

На площадке ЦСР 31 марта прошел круглый стол на тему «Расходы на электроснабжение малого и среднего бизнеса в России: посильное ли бремя?», в рамках которого участники дискуссии обсудили влияние ценовой электроэнергетической политики на развитие бизнеса в РФ.

Президент «Деловой России» Павел Титов, открывая мероприятие, отметил, что тематика электроэнергетики очень интересует деловое сообщество. «Ключевая в статье затрат, практически 90% малого и среднего предпринимательства. Есть откровенные проблемы...Крупный бизнес достаточно активно переходит на самогенерацию, что в текущей системе тарификаций может подвергнуть рискам ценообразование энергии в МСП. Проблематику мы обозначили, но хочется сказать, что мы как «Деловая Россия» и ЦСР должны выйти к определенным решениям по этому вопросу», – считает Титов.

Президент ЦСР Владислав Онищенко поделился мнением: «У нас страна очень разнообразная. Для МСП большое значение, в зависимости от регионов, имеют различные проблемы, в том числе вопросы электроснабжения, доступа к инфраструктуре и затраты, связанные с этим. Они по разным территориям будут различаться и иметь разную остроту...Хотелось бы, чтобы люди не только в сильных промышленных и энергетически развитых регионах имели возможность доступа к сетям и электричеству. Здорово, что сегодня в выступлениях будет затронут и региональный аспект», – сказал он.

Вице-президент, руководитель направления «Экономика монополий» ЦСР Елена Ковалева, в свою очередь, представила проект доклада по этой тематике. «Доля конечной цены на электроэнергию, в среднем, составляет около 5%. Мы видим, как опросы предпринимателей показывают, что цены на тарифы входят в топ-3 основных барьеров, которые предприниматели обозначают для развития своего бизнеса. Кроме того, есть запрос на более справедливое распределение тарифной нагрузки в связи с наличием в секторе перекрестного субсидирования – как в части оптового рынка электроэнергии, так и в электросетевом комплексе. Здесь, по оценкам KPMG, доля в перекрестке конечной цены для МСП составляет примерно от 17–25%, что, конечно, требует оптимизации», – рассказала Ковалева.

Старший эксперт направления «Экономика монополий» ЦСР Александра Звягинцева продолжила: «Нагрузка для МСП формируется по двум основным направлениям. В первую очередь – это регулярные платежи, потребляемые за электроэнергию и мощность. Это также единоразовая оплата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств. Потребители платят за электроэнергию и мощность по нерегулируемым ценам в ценовых зонах, а также по регулируемым ценам в неценовых зонах и изолированным территориям. Основная часть цены на электроэнергию формируется из оптовой цены и сетевой составляющей. Вместе они составляют 93–94%. С декабря 2017 года по декабрь 2020 года нерегулируемые цены на электроэнергию для непромышленных потребителей выросли на 10%. По данным гарантирующих поставщиков, цены на электроэнергию для потребителя, который подключен к низкому напряжению и к среднему второму напряжению за данный период выросли на 15% и 16% соответственно. Со стороны малых и средних предприятий есть запрос на более справедливое распределение финансовой нагрузки. Динамика цен на электроэнергию, восходящая из-за того, что все составляющие постепенно увеличиваются», – отметила эксперт.

Директор департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков поделился: «Мы видим проблему, она для нас понятна и очевидна. Это проблема связана не столько с абсолютным значением цены электроэнергии, сколько с динамикой ее изменения. Первый ключевой фактор – это мощность, которая растет в связи с надбавками, связанными со строительством генераций, так и в связи с региональными надбавками. По итогам 2020 года, впервые общая стоимость мощности на оптовом рынке превысила стоимость электроэнергии. Мощность стала больше 50% в структуре конечной цены, такого не было никогда. Более того, мы видим, что технологическая эффективность единой энергосистемы у нас поэтапно снижается. С 2011 года мы увеличили с 218 гигаватт до 246 гигаватт к 2019 году. При этом потребление за аналогичный период практически не выросло. Это привело к тому, что коэффициент использования установленной мощности энергосистемы с 53% в 2011 году упал до 50% в 2019 году. Все это ложится дополнительной нагрузкой на стоимость мощности и конечный тариф. Более того, с 2011 года, когда не рыночных надбавок не было вообще, то в 2020 году – это 124 миллиарда рублей, прогноз к 2023 году – это 230 миллиардов рублей», – рассказал Вахруков.

Вице-президент, председатель комитета по электроэнергетике «Опоры России» Михаил Колесников, в свою очередь, также указал на актуальность проблемы тарифов для МСП. «Это заботит малый и средний бизнес. Общая статистика роста тарифов не отражает соотношение между напряжением и классами напряжений. К вопросам субсидирования необходимо привлечь бизнес, который занимается энергоэффективностью. Необходимо помогать тем, кто уменьшает бремя, который несет бизнес по энергетическим тарифам. Это поможет снизить тарифы и поможет энергетическому бизнесу реализовать свои мероприятия, свои технические новации, производство оборудования», – считает эксперт.