Реформы должны вывести на первый план частную инициативу

28 февраля 2017

Автор: Алексей Кудрин

Колонка в журнале "Российский инвестиционный форум-2017"

Старая модель нашей экономики, уже очевидно, не работает. Не принимаются меры, которые бы позволили создать и запустить новую модель экономики. Это сдерживает наш экономический рост, что чревато технологическим отставанием, низкой производительностью и плохим качеством государственного управления. Основные проблемы лежат внутри России, и они – институциональные и структурные, накопившиеся к сегодняшнему дню. Отказ от реформ совпадает по времени с вызовами на мировых рынках, санкционной политикой отдельных государств, а также снижением мировых цен на традиционные сырьевые товары российского экспорта. По моему мнению, сегодня стране нужны институциональные реформы как никогда прежде.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Ключевые факторы экономического роста – состояние рынка труда, капитала, инвестиций и производительности экономики. Демографические тренды показывают: мы перешли к непрерывному снижению численности трудоспособного населения, что препятствует экономическому росту. К 2030 году молодое (20-39 лет) поколение в трудоспособном возрасте сократится на 10 миллионов человек, в то время как категория старшего трудоспособного населения (40-59 лет)вырастет всего лишь на три миллиона человек.

ИНВЕСТИЦИИ И КАПИТАЛ

Некоторое время Россия поддерживала уровень инвестиций в 20-21% к ВВП, а сейчас этот уровень ниже. В условиях сохранения санкций мы предполагаем, что правильные институциональные структурные реформы приведут к накоплению возможностей использования ресурсов для инвестиций. Но только внутренними ресурсами не обойтись. Необходимо максимально повышение привлекательности РФ для иностранных инвесторов. При этом ключевыми факторами инвестиционной привлекательностидолжны стать повышение качества институтов и макроэкономическая стабильность.

Что с производительностью труда? Темпы ее роста в середине нулевых годов достигли исторически высоких значений, даже по сравнению со странами, у которых получилосьэкономическое чудо. Но сейчас они у нас снижаются. Прирост капитала и инвестиций в 2006-2007 годах, по сути, маскировал тенденцию снижения производительности, которая достигла минимальных значений. Именно этот параметр ярче всего показывает, что наша экономическая политика неэффективна.

Источником роста в странах-лидерах становятся инновации, внедрение новых технологий, роботизация. Количество многофункциональных роботов на 10 тысяч работников, которые сегодня ежегодно устанавливаются в Южной Корее, составляет 478, в Китае 36, а в России – 2. Осознается ли это в России? Да, сознается. Но движемся мы в нужном направлении пока медленно, поскольку, на мой взгляд, подводит управленческая система, система принятия и реализации решений. Если состояние государственных институтов, государственного управления, предпринимательской среды, готовность к риску, готовность к инвестированию сегодня у нас на уровне, который не позволяет решать эти задачи, значит, реформы жизненно необходимы.

В СЧИТАННЫЕ ЧАСЫ

С чего начать? С государства. Прежде всего - с реформы государственного управления. В начале 2000-х годов основной задачей было создание институциональных основ новой рыночной экономики, и во многом они действительно были созданы, но их потенциал ограничивался архаичной административной системой, явственно нуждавшейся в обновлении. Такая реформа была задумана, однако ее реализация «утонула» в нарастающем потоке нефтедолларов: потребность в этой и иных социально-экономических реформах снижалась тем быстрее, чем больше разрастался государственный бюджет. И уже кризис 2008-2009 годов показал, что наш экономический рост опирался на крайне неустойчивый фундамент.

Мы не можем терять столько времени, как сейчас, на рассмотрение предложений по реформам в органах исполнительной или законодательной власти. Процесс должен ускориться до месяцев, недель, и даже часов. Также на новый уровень надо вывести подготовку кадров для нужд госаппарата. Появился такой инструмент, как проектный офис правительства, но им покрывается лишь примерно 10% задач, и проектов там пока мало. В тот же «портфель» я бы положил и судебную реформу. Бизнес должен быть уверен, что его законные права, прежде всего на собственность, будут безусловно и беспристрастно защищены.

ЛОВУШКА РУТИНЫ

Важной частью реформ я бы считал реформу общественного сознания. В конечном счете, государство – это совокупность не только институтов, но и людей. Резкие общественные перемены приучили россиян не планировать ничего впрок. Согласно регулярным общественным опросам, около 46% россиян не знают, что с ними будет в ближайшие месяцы, еще 36% — планируют свою жизнь максимум на один-два года вперед. Доминируют жизненные стратегии с малым горизонтом планирования — пережить бы эту неделю, месяц, год, а дальше будет видно. Это и порождает отсутствие общественного заказа на будущие институциональные реформы, и в конечном счете, в условиях отсутствия такого заказа, позволяет их откладывать, редуцировать или вовсе не проводить. Я понимаю, что коснулся наиболее тонкой материи из всех возможных. Это сродни поиску национальной идеи. Но иначе никак.

Социокультурные характеристики российского общества, измеренные по методике Хофстеде, относят Россию одновременно к разрозненно коллективистским странам (разбитым на сплоченные, но слабо доверяющие друг другу социальные группы) и «феминным» — ориентированным на долгосрочные стратегии, но максимально избегающим неопределенности. Проще говоря, такая совокупность жизненных установок порождает потребность постоянного бега к великой цели и обуславливает столь же постоянное «недобегание» до нее. Мы всегда находимся в поисках чего-то большого и объединяющего, к чему хотелось бы стремиться — особого «русского пути», национальной идеи — но оказываемся не готовы ни находить, ни вырабатывать приемлемый для всех образ будущего, ни строить к нему дорогу, ни уж тем более поэтапно по этой дороге идти.

Взять, например, вопрос качества жизни и связанную с ним проблему качества человеческого капитала. Только два города в России могут соревноваться с ведущими городами мира по качеству жизни. Наши опросы показывают, что молодежь в регионах не считает, что она живет в современной стране, полагая, что, только переезжая в Москву или Санкт-Петербург, она приобщается к современным стандартам качестважизни. На территории России надо создать 10-15 городов-агломераций, сопоставимых по качеству жизни с мировыми лидерами. Давайте поставим перед собой такую цель и будем неуклонно к ней идти.

ОТКУДА ДЕНЬГИ?

Еще один важный вызов касается финансового обеспечения реформ. Прогноз доходов бюджетной системы страны до 2035 года говорит о том, что они будут снижаться относительно ВВП. Ведь большая доля в наших доходах – доходы от нефти и газа. По мере снижения доли данного сектора в экономике, эти налоги будут финансировать все меньшую часть расходных обязательств. Таким образом, задачу структурных реформ придется решать в условиях жестких бюджетных ограничений. Если не поднимать налоги, то до 2025 года нам надо будет жить при расходах 32-33% ВВП. Значит нужно сделать упор на эффективность. Чтобы дальше не сжиматься вместе с нефтегазовым сектором, необходимо наращивать экспорт несырьевых товаров и услуг.

Одним из основных источников доходов, очевидно, мог бы стать несырьевой экспорт. Он рос у нас темпами примерно 6,8% в год на протяжении длительного периода. Необходимо за десять лет удвоить объем неэнергетического экспорта с $116 млрд до $230 млрд. А за 20 лет нам нужно довести его примерно до $400-450 млрд. К сожалению, пик роста несырьевого экспорта был достигнут в 2013 году. Но и тогда доля в нем высокотехнологичной продукции составляла лишь 6%. Этот пример ярко показывает, что задачу опережающего экономического развития, сопровождающегося ростом качества жизни, невозможно решить каким-то одним путем, за счет одного источника. Как это сделать - предмет работы правительства, ЦСР, это будет обсуждаться на Сочинском и других форумах.

Институциональные реформы, необходимость проведения которых сейчас стала очевидной, должны разбудить частную инициативу. Она сейчас, кстати, как и в советский период, задавлена бюрократией и многочисленными указаниями сверху. Подобная ситуация губит развитие. В то время как реформы и высвобождаемая ими предпринимательская инициатива стали бы надежным и долговременным источником устойчивого экономического роста.