Региональная экономика: цифровая или инновационная?

14 апреля 2018

Во время работы второго дня Красноярского Экономического Форума вице-президент ЦСР Владимир Княгинин провел дискуссию «Цифровая экономика регионов - как осуществить переход?» и принял участие в круглом столе «Новые форматы региональной инновационно-технологической и научной политики».

Если в отраслевом разрезе успехи цифровой экономики заметны, то в региональном аспекте – совершенно неочевидны, отметил во время модерирования первой сессии вице-президент ЦСР.

«Что такое цифровизация для регионов? Wi Fi есть, коммуникаторы есть, Яндекс-такси вызываем, на Ali - покупаем. Значит, цифровая экономика состоялась?», - задал тон беседы Владимир Княгинин.

Полемику продолжил глава Роспатента Григорий Ивлиев. По его данным, одному только Красноярску выдано 300 патентов. Магадан, сравнительно небольшой город, подал 167 патентных заявки. Конечно, это немного по сравнению с другими странами. В Китае количество патентов измеряется миллионами. Но потенциал российских регионов очевиден.

Владимир Коровкин, руководитель направления «Инновации и цифровые технологии» Сколково отметил, что в понятии «цифровая трансформация» регионов важнее «трансформация», а не «цифровая». Что это означает? Дело в том, что губернаторы ежедневно сталкиваются с необходимостью содержать больницы и школы, строить дороги, заботиться о пенсионерах и других социально незащищенных слоях. На этом фоне задачи цифровой экономики отходят далеко на второй план. По мнению представителя «Сколково», эта позиция в корне неверна. Именно цифровые технологии призваны решить многие текущие управленческие задачи. Об этом свидетельствует опыт небогатой Индии, вкладывающейся в развитие цифровизации. «Экономика страны в целом может быть цифровой лишь настолько, насколько цифровой будет экономика регионов», - отметил эксперт.

Директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Артем Шадрин выделил три ключевых блока для развития цифровой экономики: прямая ответственность государства (региональной власти), включая бюджетный сектор, роль предприятий «не ИТ-сектора» и роль собственно ИТ-предприятий. Именно взаимодействие этих факторов должно создать оптимальные условия для формирования в регионах цифровой экономики.

Интерес вызвали выступления депутата Госдумы Айрат Фаррахов, который рассказал об опыте и амбициях Татрастана в сфере внедрения цифровых технологий на региональном уровне, а также Надежды Суровой (РЭУ им. Г.В. Плеханова) и Артема Зверева (крипотомайнинговая компания BitBaza, Красноярск), презентовавших проект Красноярского края по развитию блокчейна.

В ходе круглого стола «Новые форматы региональной инновационно-технологической и научной политики» Владимир Княгинин выступил в роли эксперта. Он отметил: непонятно, на кого делать ставку в развитии регионов, поскольку управленческие и академические кадры не дееспособны, демотивированы и не понимают стоящих перед страной вызовов. Венчурные фонды, по его мнению, помочь не в силах. Пока они «вытягивают за уши стартапы, те состарятся, а уши у них станут как у кроликов». Работа инкубаторов нередко завершается тем, что стартапы перебираются ближе к клиенту – в Европу. Кластеры растут не менее 50 лет, это значит, если сейчас заложить базу для него, то только через 50 лет можно сказать, добились успеха в этом направлении или нет.

По мнению Владимира Княгинина, ставку надо делать на создание школ ключевых исследователей на базе вузов. И если в проекте работает 100 исследователей, то «тема живет, а если меньше – то не живет». Однако создание школы на базе университета, например, Томского, влечет за собой другие проблемы – региональная власть вынуждена выходить за пределы своей компетенции, расширять их. Это создает, по словам Княгинина, игровую ситуацию с неизвестным исходом. Тем не менее, вице-президент ЦСР с оптимизмом смотрит в будущее страны и ее регионов: «У нас есть шанс стать первыми. И первые заберут все».