Регулирование рекламной отрасли – возможен ли риск-ориентированный подход?

08 июня 2023

6 июня на площадке ЦСР состоялся круглый стол «Регулирование рекламной отрасли – возможен ли риск-ориентированный подход?». Сегодня российский рекламный рынок активно трансформируется, на эти процессы в том числе влияют изменения в регулировании, требующие от всех участников выстраивания новых механизмов и адаптации к обновляемым правилам игры.

Модератором мероприятия выступила Екатерина Папченкова, заместитель генерального директора, директор центра регуляторной политики ЦСР. Она отметила, что важнейшее значение сегодня приобретают вопросы соблюдения баланса интересов всех сторон, эффективности запретов и ограничений, а также возможности риск-ориентированного подхода, учитывающего последствия решений.

Александр Тарнавский, депутат Госдумы VI созыва, рассказал об актуальных изменениях в регулировании рекламной отрасли. Сегодня реклама в интернете помечается особым образом, и информация о ней передается в Единый реестр интернет-рекламы через операторов рекламных данных (ОРД). Внесенные в Госдуму поправки в КоАП РФ предполагают ответственность рекламодателей, рекламораспространителей за нарушения сроков, маркировки рекламы и предоставления неполной или неактуальной информации. В отношении ОРД санкции будут применяться за неисполнение обязанностей по передаче информации в Роскомнадзор. Однако законопроект требует доработок, по замечаниям депутата. Тарнавский акцентировал внимание на необходимости сосредоточиться на экспертной разработке «дополнительных нормативные актов, регулирующих рекламную деятельность, чтобы субъекты рекламного бизнеса могли к этому подготовиться».

Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, прокомментировал резонансный закон, запрещающий продажу устройств для потребления никотиносодержащей продукции несовершеннолетним, и внесение изменений в закон о рекламе. Теперь, помимо демонстрации процессов курения табака или потребления никотиносодержащей продукции, недопустимой будет считаться реклама, в которой демонстрируется использование устройств, а упоминание запрещено для детей младше 12 лет. Эксперт отметил, что, тем не менее, «если совершеннолетний курильщик по каким-то причинам сегодня не может от этого отказаться, он, наверное, должен узнать про менее вредные альтернативы». Игнорирование интересов легального малого и среднего бизнеса, которому необходимо быстро адаптироваться к новым мерам, «может повлиять на количество действующих торговых точек. Результатом будет рост черного рынка», предостерегает Максимов.

Асхаб Индарбаев, исполнительный директор экспертного клуба ЦСР, отметил, что мы находимся в большом информационном потоке рекламных предложений, в которых простому человеку сложно ориентироваться. Разделение понятий «информирование» и «реклама» важно для обновления устаревших или избыточных норм российского законодательства, необходимо «доводить до участников рекламного сегмента, что такое информирование, чтобы они не переходили эту, иногда очень тонкую, грань и не переходили от информирования к рекламе, что повлечет, если не соблюдать требования, административное наказание», – подчеркнул эксперт. Также он отметил, что «нужно привлекать экспертов при формировании такого законодательства, с учетом мнений из разных отраслей формировать наиболее эффективный механизм регулятора». Такое решение помогло бы избежать коллизий между различными законодательными актами и соответствовать потребностям и интересам потребителей, а также бизнеса.

Подводя итоги круглого стола, Екатерина Папченкова указала, что в ряде областей существует потенциал для развития рекламного регулирования с учетом появившихся технологий, изменений на рынках и других факторов. В регуляторной политике важен риск-ориентированный подход, который был бы пропорционален факторам рисков и учитывал бы последствия для всех вовлеченных сторон. Важно, чтобы изменения носили системный характер, чтобы не создавать дополнительную неопределенность при изменении требований и правил игры. Эксперт акцентировала: «Любое регулирование должно учитывать в том числе целеполагание государства на поддержание малого и среднего бизнеса».