Регулирование цифровых прав и налогообложение – в ЦСР обсудят закон о краудфандинге

23 августа 2019

Во вторник, 27 августа,  Центр стратегических разработок при поддержке Финансового клуба проведет экспертную сессию, посвященную принятому закону о краудфандинге.

Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», известный иначе как закон о краудфандинге, был подписан президентом России Владимиром Путиным 2 августа 2019 года, в силу он вступит 1 января 2020 года. Особенностью принятого закона, отличающего его от подобных же иностранных актов о краудфандинге, является то, что он не только регулирует вопрос о розничном финансировании посредством займов или ценных бумаг, но и пытается урегулировать розничное финансирование через отчуждение криптоактивов.

К участию в экспертной сессии приглашены заместитель министра юстиции Денис Новак,  директор Департамента правовых основ цифровой экономики Минэкономразвития Антон Лебедев,  руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР  Максим Башкатов, руководитель направления «Бюджет и налоги» ЦСР Левон Айрапетян, директор департамента финансовых технологий Центробанка Иван Зимин, исполнительный директор НК «Содействие развитию корпоративного законодательства», советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Елена Авакян, основатель блокчейн-интегратора Sputnik DLT Артем Толкачев.

В ходе дискуссии эксперты обсудят международный опыт в сфере краудфандинга, в частности, вопросы его регулирования через займы и ценные бумаги, а также создание оптимальной правовой модели краудфандинга через криптоактивы.

Среди вопросов, также вынесенных на обсуждение:

1. Оправданность запрета размещения акций через открытую подписку и невозможность публичной оферты при привлечении финансирования через займы

Согласно п. 3 ст. 6 Закона краудфандинг путем приобретения размещаемых ценных бумаг, такие ценные бумаги могут размещаться только путем закрытой подписки. В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона при краудфандинге путем привлечения займов, размещения акций непубличных акционерных обществ, либо облигаций без государственной регистрации их выпуска предложение должно быть адресовано только одному инвестору или нескольким конкретным инвесторам.

Таким образом, закон фактически исключает возможность публичной оферты при краудфандинге путем размещения акций или заключения договоров займа. Как это соотносится с иностранным пониманием цели краудфандинга как привлечения малым и средним бизнесом финансирования от широкого круга лиц? В пояснительной записке законопроекта часто ссылаются на иностранный опыт, но, например, придерживается ли запрета размещать акции по открытой подписке американский Jumpstart Our Business Startups (JOBS) Act (2012) или немецкий Vermögensanlagengesetz? В чем состоит коммерческий смысл введенной законом модели? Не противоречит ли это принятому в мире подходу к краудфандингу: разрешение осуществлять те же модели финансирования, что и вне инвестиционных платформ, однако с установлением ограничений по объему инвестиций? Что дает рассматриваемый Закон бизнесу? Если недопустима публичная оферта, то зачем бизнесу обращаться к услугам инвестиционной платформы, а не заключать отдельные договоры с инвесторами в индивидуальном порядке?

2. Регулирование утилитарных цифровых прав и утрата смысла идеи криптоэкономики в виде максимально возможного отказа от обязательных посредников

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона утилитарными цифровыми правами как разновидностью криптоактива будут считаться лишь те цифровые права, которые возникают из договора, заключенного с использованием инвестиционной платформы. С учетом того, что законопроект «О цифровых финансовых активах» содержит схожее ограничение, большое количество криптоактивов оказываются вне оборота. Насколько разумно вводить подобное ограничение в регулировании с учетом того, что одной из основных идеологий криптоэкономики является избавление от посредников? Также вызывает вопрос ст. 9 Закона, которая вводит конструкцию цифрового свидетельства как бездокументарную ценную бумагу, удостоверяющую право на утилитарное цифровое право. Такое утилитарное цифровое право «из бумаги» будет осуществлять депозитарий, то есть еще один традиционный финансовый посредник. Наконец, согласно п. 8 ст. 13 Закона, инвестирование может осуществляться только через безналичные денежные средства, то есть криптовалюта не может выступать в качестве платы за утилитарные цифровые права. Таким образом, участники оборота вынуждены прибегать к еще одному виду посредников – банкам. Зачем в принципе участникам оборота прибегать к технологии блокчейн в этом случае, если контроль за достоверностью реестра отдается третьему лицу (информационной платформе), а трансакционные издержки в связи с услугами инвестиционной платформы, депозитариев и банков остаются на том же уровне?

3. Соотношение Закона и законопроекта «О цифровых финансовых активах»

В Законе регулируется лишь частный вид криптоактивов – утилитарные цифровые права, которые представляют собой права требовать передачи вещи, исключительных прав (прав пользования) на результаты интеллектуальной деятельности, права требовать выполнения работ или оказания услуг. Регулирование законопроекта «О цифровых финансовых активах» распространяется на все виды цифровых прав. В чем смысл принятия двух конкурирующих актов, у которых частично совпадает предмет регулирования? С каким законом должны будут считаться эмитенты и инвесторы?

4. Вопросы налогообложения

При обсуждении Закона о краудфандинге важно уделить внимание вопросам налогообложения как инвесторов, так и лиц, привлекающих их средства. В особенности вопросы налогообложения важны в контексте введения Законом о краудфандинге такого нового способа инвестирования, как приобретение утилитарных цифровых прав. В частности,  актуальны такие вопросы, как трактовка сделок с утилитарными цифровыми правами для целей НДС и налога на прибыль согласно текущему налоговому законодательству, а также оценка необходимости принятия нормативных правовых актов, вносящих специальные поправки в налоговое законодательство.

Аккредитация СМИ по e-mail: press@csr.ru

Вход только для представителей СМИ — по предъявлении паспорта и пресс-карты.

Пресс-служба ЦСР оставляет за собой право отказа в аккредитации без объяснения причин.