Российское образование - куда меняться?

20 апреля 2018

Российское образование перестает удовлетворять запросы рынка в квалифицированных специалистах, что сказывается на конкурентоспособности нашей экономики. О том, какие изменения необходимо внедрить в отдельном сегменте – среднем профессиональном образовании (СПО) - рассказывает генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов.

- Роберт Наилевич, можно ли говорить о том, что СПО сегодня остается невостребованным?

- Я бы начал с цифр. За последние года количество детей, выбирающих среднее профессиональное образование вместо учебы в 10-11 классе, выросло в полтора раза. Сейчас больше половины школьников выбирают альтернативу среднему общему образованию и идут в СПО. Это говорит о высокой востребованности этого направления.

- Возможно, они идут в колледжи как раз из-за отсутствия альтернативы?
Например, в силу плохой успеваемости.

- Речь идет об осознанном выборе, который дети делают вместе с родителями. Надо понимать, что детям в таком возрасте достаточно сложно принимать решение самостоятельно, и их мнение все равно верифицируется взрослыми. Так вот многие родители сегодня осознают: перспективнее начать получать профессию, а не идти за дополнительными знаниями в 10-11 классы.

- Многие говорят, что эта тенденция связана с боязнью ЕГЭ.

- На самом деле, общение с нашими преподавателями из региональной сети говорит о том, что «научиваться» на ЕГЭ все уже научились. Извините за тавтологию, но лучше не скажешь. Объявлений о репетиторстве масса. Многие родители понимают: ЕГЭ хорош как инструмент для поступления в вузы, но поступление это дает существенную отсрочку в карьере. Вы два года еще проучитесь в школе, потом пять лет – в вузе, и только потом приступите к профессиональной деятельности. СПО предлагает более короткий трек. Вы за 1-3 года получаете диплом и сразу можете приступить к профессиональной деятельности.

Сегодня основной запрос работодателей — наличие прикладных навыков. Образованных людей у нас много, и очень часто мы себя успокаиваем разного рода рейтингами по качеству человеческого капитала. Но проблема в том, что многие рейтинги учитывают лишь наличие диплома. Поэтому дипломированность зачастую подменяет компетентность.

Рынок это хорошо понимает и видит. Известный факт – большая четверка консалтинговых компаний отказалась от изучения дипломов в портфолио соискателей, заменяя их профессиональными тестами либо анализом опыта работы. Тоже самое происходит и на рынке: 87% работодателей в первую очередь смотрят на опыт работы. Это говорит о том, что система дипломирования себя не оправдала, работодателям важны ваши умения. СПО в этом отношении отличается от высшего, оно изначально рассчитано на прикладные навыки. Поэтому спрос с обеих сторон – работника и работодателя – на СПО растет и будет расти.

- Но впереди нас ждет роботизация. Почему прикладные качества будут так важны, если специалистов заменят роботы?

- Мы живем в некоем феномене иллюзий, когда сравниваем СПО с ручным трудом. Этот знак равенства весьма условен. Порядка 30 лет, начиная с 90-х годов, СПО практически стагнировало, государство не рассматривало его в качестве приоритета, отдавая предпочтение поддержке высшего образования. Это привело к тому, что система «заморозилась», она осталась такой же, как и в период существования Советского Союза. Тогда, действительно, преобладал ручной труд.

Но если вы посмотрите на современные требования к рабочему, то увидите, что он должен уметь. Эти навыки связаны как с ручным, так и умственным трудом. И доля умственного труда начинает превалировать. В чем это выражается? На любом современном производстве людей мало, это правда, но кто-то это производство отстраивает и обслуживает, поэтому требования к работникам достаточно высокие: они должны уметь самостоятельно программировать, отлаживать 3D модели, передавать по защищенным каналам данные, оптимизировать свое рабочее место.

Получается, что это не про ручной труд, а про прикладной характер деятельности по понятному алгоритму. Если вы работаете поваром, то должны не просто делать технологические карты, готовить блюда и т.д., но и разбираться в программировании, допустим. К такому набору навыков российская система СПО не готовила.

Конечно, что-то в этом направлении делается. В части нашей работы – я имею в виду движение WorldSkills Russia - могу сказать, что каждый год у нас появляются новые программы специалистов. Некоторые из них уже носят статус государственных, продолжительных, а есть короткие программы, например, AR/VR (виртуальная и дополненная реальность), кибербезопасность, машинное обучение – это все прикладные специальности, которым можно научить огромное количество людей, несмотря на такие «страшные» названия.

Количество таких программ будет расти. И облик СПО будет меняться, потому что технологии быстро устаревают и быстро появляются новые.

- Насколько мы отстаем от других стран в подготовке специалистов?

- Если смотреть глобально, то можно говорить о кризисе в системе СПО во всем мире. Все готовят одинаково. Есть строгая кластеризация: детский сад, школа, колледж, вуз, завод, этот трек хорошо прорисован в нашем мышлении. Но он становится недействительным. Первое – все больше профессий представляют собой не конкретные конечные виды деятельности, а набор компетенций. Большинство видов деятельности начинают сильно видоизменяться под воздействием технологических трендов. Если раньше воздействие технологических трендов было более замедленным, например, внедрение телевидения заняло 60 лет, то срок внедрения мессенджеров теперь составляет один год. Казалось бы, мессенджеры - это развлечение, но сегодня 800 млн китайцев платят с их помощью коммунальные платежи. Этот совсем другой рынок.

Давайте зададим вопрос – кто в системе образования готов выпускать людей, способных работать с такими приложениями?

Система образования очень инерционна и не способна реагировать на такие вызовы, поэтому, ответ на вопрос: «способно ли отвечать новым вызовам современное СПО или высшее образование» – нет. Требуется серьезная модернизация образования. Известна зависимость технологических рывков от СПО. Возьмем ракетные проекты, когда страна в 20-е годы инвестировала в подготовку специалистов по кораблестроению, и эти проекты стали успешными. Примерно тоже самое происходит сейчас, возникает огромное количество новых технологий, которые имеют все шансы заполнить мир, например, машинное обучение. В любом виде деятельности оно необходимо для производства конкурентоспособной продукции.

- Много работодателей уже внедряют у себя новые технологии?

- Немного. Но если мы с вами будем ориентироваться на текущую ситуацию, то новые технологии так и не будут внедрены. Этим объясняются вызовы, которые стоят перед образованием: требуется быстрая смена форматов – сегодня нужно готовить специалистов для работодателя, который только еще должен появиться.
Второе – нужно убирать ограничения в отношении людей, которые готовят специалистов. Есть молодые ребята, у которых нет педагогического образования, порой нет даже высшего, но они ведут успешный бизнес в той или иной сфере. Они могут, а главное, хотят передавать свои знания другим.

Третье: у нас сейчас отсутствуют средства измерения результатов обучения. А они нужны, иначе как понять эффективность подготовки? У нас есть для этого инструмент – демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills – система независимой оценки практических умений и навыков выпускников. Из 14 тысяч студентов, прошедших в прошлом году через эту аттестацию, лишь 17% показали подготовку, соответствующую мировым стандартам. Это крайне мало.

Чтобы исправить ситуацию, нужно внедрять новые системы подготовки. Реформировать существующие не получится – есть определенная инерция. Для перехода к новой модели нужно привлекать эффективный бизнес и стартапы, обеспечить приток частных инвестиций. Для этого необходимо создать условия, чтобы бизнесу было интересно инвестировать в образование. Здесь речь идет не только о деньгах, но и компетенциях.

Во всем мире образование – важная экспортная составляющая. Мы же пока не рассматриваем его как рыночный сегмент. А следует научиться работать с этим рынком.

- Какие навыки должны являться базовыми для любой специальности?

- Креативность и умение работать с цифрой в широком смысле, то есть уметь и программировать, и упаковывать данные – это, так называемые, сквозные навыки. Они уже сегодня востребованы в самых разных отраслях. Поэтому важно, чтобы у студентов появилась возможность выбирать модульные программы. Не так, как сейчас – мы стараемся сразу заложить широкий спектр знаний от географии до математики. Нет, студент должен получить право выбора: самостоятельно определять нужные направления подготовки. Не стоит собирать профессию целиком, нужно предоставлять учащемуся модули, которые используются в профессиях наиболее часто.