Россия – образованная страна, хотя и небогатая
17 апреля 2017
Проблемы высшей и средней школы обсудили участники прошедшего в ВШЭ круглого стола «Развилки и перспективы развития российского образования».
Ситуация с образованием в стране постепенно улучшается, но далеко не по всем направлениям. По словам Исака Фрумина, отмечается повышение качества школьного образования: если в 2006 году по показателю качества образования будущего поколения мы были существенно ниже среднего уровня по ОЭСР, то в 2015 году Россия уже достигла среднего уровня. Также улучшается ситуация с дополнительным образованием детей школьного и дошкольного возраста. «Мы имеем все шансы добиться реализации поставленной в майских указах президента задачи по охвату допобразованием ¾ детей», - сообщил Фрумин. По его словам, одновременно в обществе наблюдается снижение детской и подростковой преступности. И хотя прямой связи между этими процессами нет, корреляция видна невооруженным взглядом, считает Фрумин.
Есть определенные успехи и в высшем образовании. Удачной оказалась госпрограмма поддержки крупнейших российских вузов «5-100». Если в 2013 году только МГУ попадал в топ-100 в отраслевых рейтингах, то сегодня в список входят 11 вузов. Премия за высшее образование (уровень зарплат по сравнению с теми, кто окончил только школу) в России превышает 60% - это один из самых высоких показателей в Европе.
«Таким образом, мы можем сказать, что Россия – образованная страна, хотя и небогатая, - уточняет Исак Фрумин. - По охвату третичным образованием людей в возрасте от 25 до 64 лет мы входим в первую пятерку стран. При этом среди стран, у которых этот охват более 50%, мы имеем самый низкий ВВП по паритету покупательской способности.
Проблем, по словам эксперта, в образовании очень много, одна из главных – это недостаточное финансирование системы, что не дает переводить высокий потенциал в капитал страны. «Мы отстаем от всех стран, с которыми конкурируем, по доле ВВП, идущей на образование, - говорит Фрумин. - В 2016 году на эти цели шло 3,6% ВПП, и консолидированные расходы бюджета на образование с 2017 года снижаются».
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов особо отметил нехватку финансирования высшей школы. «Ситуация хуже, чем в общем образовании, и сравнима с ситуацией в медицине», - отметил он. В силу дефицита средств в вузах не финансируются исследования, наука не развивается. В то же время низкий уровень заплат в высших учебных заведениях не позволяет держать в штате сильных ученых. «Даже исследовательские университеты, которые лучше финансируются, выращивая сильного ученого, рискуют его потерять – его перекупят зарубежные университеты», - отметил Кузьминов и добавил: рост финансирования вузов должен идти параллельно с ростом обеспечения кадров.
Исак Фрумин подробно остановился на проблемах качества и количества человеческого капитала. По его словам, к последним относятся стареющее население и сокращение населения трудоспособного возраста. При низкой безработице, которая существует в стране, это будет болезненно сказываться на ВВП.
Среди проблем качества человеческого капитала - высокая доля непродуктивных, неготовых к качественной жизни людей. Сегодня четверть молодых людей функционально неграмотны, не готовы к работе в современной экономике, говорит Фрумин. Это показывает мониторинг оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment), Россия с 2000 года принимает участие в данной международной программе по определению грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности среди 15-летних школьников. Тесты в 2015 году продемонстрировали удручающие результаты: 28% школьников не достигли минимального уровня функциональной грамотности хотя бы по одному предмету (в Венгрии, Финляндии и Корее - 10-14%), а 8% учащихся не достигли минимального уровня по всем трем областям. «Это люди, которые плохо освоили школьную программу. Они обрекают себя на низкие заработки в течение всей жизни, на нулевую или отрицательную образовательную премию. Именно эта когорта людей, к сожалению, характеризуется как продукт той системы образования, которая у нас сейчас есть», — посетовал глава ВШЭ.
Конечно, снижение функциональной грамотности наблюдается и в других странах, но если в Финляндии, например, для таких детей существуют поддерживающие программы, которые позволяют через несколько лет обучения повысить показатель грамотности, то у нас молодежь с неудовлетворительными оценками идет в техникумы и с годами провал в грамотности только увеличивается. «Надо признать, что качеством среднего профессионального образования в стране долгие годы не занимались», - констатирует Фрумин.
По словам Кузьминова, в последние годы наблюдается рост желающих получать образование в техникумах, колледжах и профучилищах. Казалось бы, это положительный тренд – интерес к рабочим профессиям растет. Однако это не так. Оказывается, 83% выпускников колледжей после окончания обучения идут в вузы, таким образом, они всего лишь используют средне-специальное образование как лазейку для поступления в вуз минуя ЕГЭ.
Но и в целом, профессиональное образование в стране переживает кризис, считает Кузьминов. Больше 60% выпускников техникумов и 40% выпускников вузов не собираются работать по специальности. «В результате профессиональнее образование используется как общее высшее образование, как продолжение школы, как набор общих жизненных компетенций, то есть блок профессионального обучения становится ненужным, оно не того качества, чтобы человек мог делать профессиональную карьеру», - говорит ректор ВШЭ. По его словам, обучение базовым компетенциям также становится все более символическим, что не стоит 4 лет обучения в стенах высшего учебного заведения.
«У нас большая проблема и в школах, и вузах с новой грамотностью: сегодня людям нужна финансовая, правовая, техническая грамотность, но как обязательный элемент нашего образования они отсутствуют», - продолжает Фрумин. В результате каждый третий работодатель отмечает недостаток базовой компьютерной грамотности у своих специалистов, низкий уровень компетенций препятствует эффективному освоению новых технологий.
Наконец, серьезнейшей проблемой является снижение мотивации и интереса у детей после окончания начальной школы. «Они должны сами инвестировать свою энергию в обучение, но этого не происходит, - говорит Фрумин. – А мотивированный труд ребенка является основным ресурсом его дальнейшего успеха». По его словам, это важно и для общества, которому необходимы ответственные и инициативные члены.
Но в России ожидаемые во взрослом возрасте доходы ребенка более чем на 50% определяются доходами его родителей (в Дании, Италии, Китае, Великобритании – менее чем на 20%), что и ограничивает мотивацию детей. Доля студентов в ведущих университетах из 20% наименее обеспеченных семей в пять раз ниже доли студентов из наиболее обеспеченных 20% семей. «В обществе формируются устойчивые зоны бедности, возникает социальное напряжение, создается питательная среда для экстремизма, преступности», - говорит Фрумин. Главная задача реформ образования - переломить этот тренд: стране необходима социальная устойчивость.
ЦСР на Baltic Weekend провел презентацию национального туристического бренда Discover Russia
13.09.2024Читать
В ЦСР обсудили меры поддержки сферы утилизации вторичных ресурсов и производства вторсырья
11.09.2024Читать
Сформирован шорт-лист конкурса видеоработ «Россия твоими глазами!»
11.09.2024Читать
В честь русского путешественника Афанасия Никитина индийские туроператоры, туристы и блогеры совершат мотопробег Москва...
10.09.2024Читать
ЦСР объединит усилия с РИИЦ для взаимного привлечения индийских туристов
09.09.2024Читать
Как публичные оценки помогут повысить качество товаров и услуг
06.09.2024Читать
В целях дальнейшего развития туризма ЦСР подписал ряд соглашений
05.09.2024Читать
Креативная экономика должна активно развиваться и в основных отраслях экономики преобладающих в регионах
05.09.2024Читать
ЦСР презентовал первый каталог эталонных турпродуктов российских регионов для иностранных туристов
04.09.2024Читать
В ЦСР эксперты обсудили сферу водоснабжения и водоотведения
03.09.2024Читать
Для ОПЕК+ лучше отложить увеличение нефтедобычи на пару месяцев
02.09.2024Читать
О преимуществах и недостатках разных путей и способов доставки нефти в Китай
31.08.2024Читать
Страны БРИКС будут вести активный обмен климатическими исследованиями и данными мониторинга
30.08.2024Читать
Россию посетят порядка 70 тыс. граждан африканских стран до конца 2024 года
30.08.2024Читать
Объем российского рынка безопасной разработки ПО может достичь 60 млрд рублей в 2027 году
30.08.2024Читать
Продлен срок подачи заявок на конкурс «Россия твоими глазами!»
30.08.2024Читать
ЦСР прогнозирует рост контейнерных перевозок как в импорте, так и в экспорте
29.08.2024Читать
Татьяна Караваева: «У российских работников формируется запрос на work-life баланс»
27.08.2024Читать
Сергей Колобанов: декарбонизация Индии позволит России нарастить поставки СПГ
22.08.2024Читать
ЦСР: общий уровень выявляемости нарушений по региональным проверкам в 2023 году составил 76%
12.08.2024Читать
Чечня возглавила рейтинг регионов по безопасности дорожного движения Минтранса
07.08.2024Читать
Более 600 участников из 67 регионов России, стран СНГ, Голландии, Индии, Аргентины и Ирана уже прислали свои видеоролики...
06.08.2024Читать
Электронная виза набирает популярность среди интуристов
05.08.2024Читать
ЦСР помогает раскрывать туристический потенциал российских городов
01.08.2024Читать