РОССИЯНЕ ОТМЕЧАЮТ СОКРАЩЕНИЕ ДОХОДОВ — МОНИТОРИНГ ЦСР

26 мая 2020

Эксперты ЦСР в ходе онлайн-презентации рассказали об экономической активности россиян в условиях пандемии и ее социальных последствиях. Проведенное исследование, основанное на опросе почти 3,5 тыс респондентов, показало, что за время распространения коронавируса образ жизни большинства россиян изменился в сторону ухудшения, а семейные доходы сократились. 

«Перспективы восстановления спроса являются важным ресурсом для восстановления экономики в целом. Здесь мы видим факторы, которые не позволяют говорить нам о том, что это восстановление будет быстрым в обозримой перспективе», — заявил президент ЦСР Александр Синицын. 

«За февраль-май большинство российских семей отмечают сокращение доходов. 5% говорят о том, что практически полностью лишились дохода, 58% отмечают, что их доходы уменьшились. При этом 25% из них говорят о снижении доходов более чем на 30%», -- рассказала директор центра социально-экономических исследований (ЦСЭИ) ЦСР Лора Накорякова.

С точки зрения частоты покупок, лидируют такие товарные категории как: лекарственные препараты, продукты питания, бытовая химия, онлайн сервисы и алкогольная продукция. «Больше половины россиян отмечают, что стали покупать данные товары чаще», -- сказала Накорякова. 

Среди товаров, которые россияне стали покупать гораздо реже: спортивные товары, одежда и обувь, а также бытовая техника и электроника. 

После отмены ограничительных мер максимальное снижение спроса ожидается по следующим услугам: онлайн-сервисы, доставка еды из кафе, питание в кафе и ресторанах (снижение спроса на 22% и более).

Расходы россиян сегодня, в первую очередь, растут на продукты питания, лекарственные препараты и онлайн-сервисы, показало исследование ЦСР. 

«Наибольший потребительский потенциал в сегменте крупных покупок имеет внутренний туризм», -- сказала директор ЦСЭИ. 

Сегодня 32% россиян говорят о том, что планируют поездку по стране в 2020 году и готовы потратить на нее в среднем 23 тыс. рублей (на одного человека), что в 1,5 раза ниже, чем до кризиса.

В сфере недвижимости потенциальный спрос на рынке остается невысоким, причем доля тех, кто планирует привлекать кредитные средства, ниже, чем до кризиса (на 64%). Несмотря на тенденцию переезда за город, спрос на покупку недвижимости в городе в два раза выше. 

Выявлены определенные изменения в налоговой культуре и отношении россиян к налоговой системе в период коронавируса.

«В кризисный период растет доля граждан, допускающих неуплату налогов. С конца 2019 года данный показатель вырос на 10%, и сегодня 45% россиян считают, что иногда допустимо не уплачивать налоги», — рассказал руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. Это объясняется снижением доходов населения, а также тем, что большинство работников высоко оценивают риск сокращения своей заработной платы в будущем, отметил эксперт.

Проведенный опрос показал, что большинство россиян (61%) поддерживают введение прогрессивных ставок в налогообложении физических лиц. Также, согласно исследованию, в кризисный период выросло число тех, кто не знает, как государством расходуются бюджетные средства. «Доля слабо информированного населения сегодня составляет 57%», -- сказал Айрапетян. По его словам, это может быть связано с высокими темпами принятия государством антикризисных мер, в результате чего граждане просто не успевают их отслеживать. 

С начала марта 2020 года ЦСР проводит регулярные исследования общественных настроений и деловой среды в России на фоне «шоковых» событий (пандемии COVID-19, девальвации рубля, снижения цен на нефть и пр.). Информационный партнёр проекта -- РБК Конференции.