Рост грузоперевозок и мобильности населения улучшит социально-экономическое положение регионов России

29 октября 2021

В понедельник и вторник (25-26 октября) эксперты ЦСР приняли участие в модерировании мероприятий, которые прошли на полях XIX общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России».

В ходе круглого стола «Региональный опыт привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры» Татьяна Горовая, вице-президент ЦСР, отметила важность привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. «Рост грузоперевозок и мобильности населения значительно влияет на социально-экономическое положение регионов. При этом транспортная инфраструктура следует за развитием промышленности и других отраслей экономики, а также подстраивается под тенденции на внешних рынках. Например, сейчас активно обсуждается подготовка к глобальному энергопереходу, появляются новые виды топлива, а значит, и транспорта», – добавила она.

Екатерина Бганцева, советник президента ЦСР, рассказала об эффектах от транспортных проектов: текущих подходах к их оценке и результатах расчетов по отдельным направлениям. Озвученные результаты могут быть достигнуты не только в рамках федеральных проектов, но и в рамках межрегиональных инициатив и программ, реализуемых в пределах одного региона. «Так, в результате строительства автодорожных обходов городов может возникать эффект от ликвидации инфраструктурных ограничений и связанный с ним дополнительный выпуск продукции. Учитываются эффекты, создаваемые как в сфере транспорта, так и в смежных отраслях. Это позволяет более детально оценить последствия реализации проектов, а также повысить объективность и прозрачность решений по их приоритизации», – объяснила эксперт.

В рамках второго круглого стола «Новая система управления государственными программами: региональное измерение» Минэкономразвития России была презентована новая система управления государственными проектами и рассмотрены особенности ее внедрения в регионах.

Начиная свое выступление, Татьяна Горовая обратила внимание на значимость госпрограмм в реализации экономической политики. «Механизм обеспечивает взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это признают не только непосредственные ответственные исполнители и участники госпрограмм, но также остальные ведомства и заинтересованные организации. Например, при разработке отраслевых стратегий большое внимание уделяется механизмам их реализации. В частности, в рамках подготовки проекта новой транспортной стратегии уже на этапе его разработки предлагаемые проекты и мероприятия сравнивались с тем, что предусмотрено в действующих госпрограммах, оценивалось, каким образом новые решения будут интегрированы в соответствующие госпрограммы», – поделилась вице-президент ЦСР.

Кроме того, Екатерина Бганцева обратила внимание на важность проведенного упорядочивания структурных элементов госпрограмм. «Новации в государственном управлении приводят к появлению различных отдельных сущностей, таких как приоритетные проекты, затем национальные проекты, в составе которых выделяются федеральные проекты. Перевод госпрограмм на принципы проектного управления позволил вместо множества разрозненных элементов сформировать четкую и прозрачную систему: федеральные проекты, ведомственные проекты и комплексы процессных мероприятий. Также, как известно, в октябре текущего года были утверждены 42 инициативы социально-экономического развития России до 2030 года. При этом уже на этапе формирования инициатив проводилась оценка их взаимосвязи с госпрограммами и возможности включения в состав той или иной госпрограммы. Такая определенность на федеральном уровне задает ориентир для субъектов Российской Федерации при формировании региональных программ», – заключила советник президента ЦСР.