Рост налогов – быть или не быть

14 марта 2017

Участники налогового форума, прошедшего в рамках недели российского бизнеса РСПП, обсудили возможные изменения фискальной нагрузки на бизнес и граждан.

Глава Минфина Антон Силуанов предложил не увеличивать налоги в рамках общественного договора, если налогоплательщики будут исправно отчислять их по законодательству. Сложившаяся налоговая система в целом отвечает интересам экономического развития, и если не увеличивать расходы, но выполнять социальные обязательства перед населением, то нет необходимости повышать нагрузку.

Также министр озвучил идею нового фискального маневра: снижение ставки страховых взносов с 30% до 22% с одновременным повышением НДС с 18% до 22%. Это, по его словам, позволит снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, которая, по его словам, «одна из самых высоких среди стран с развитой и развивающейся экономикой». С одной стороны, маневр не принесет дополнительных доходов в бюджет, но с точки зрения последствий — упрощения администрирования, улучшения налогового климата для бизнеса — может привести к росту поступлений за счет обеления секторов, которые еще не в полной мере платят налоги. Также, предложенный маневр, по словам Антона Силуанова, позволит простимулировать предприятия, ориентированные на экспорт (НДС при экспорте возмещается).

По словам министра, Минфин уже приступил к обсуждению параметров снижения страховых взносов и повышения НДС с Минтруда и Счетной палатой, а пока министерству с соцблоком «надо серьезно подумать, как будет расщепляться пониженная ставка страховых взносов, на какие объемы придется увеличивать трансферты Пенсионному фонду».

Речь зашла и о налоговых льготах для бизнеса, по мнению Силуанова, от преференций надо отказываться. В министерстве предлагают сохранить льготы по уплате НДС при переходе на новую систему исчисления страховых взносов только для отдельных отраслей - от этого выиграют сельское хозяйство, медицина, образование. При этом дополнительная нагрузка возрастет на те отрасли, которые работают «всерую»: показывают меньше выручки, не платят налоги, например, строителям, из тени придется выходить самим, без преференций.

По мнению также выступившего на форуме директора по научной работе института Гайдара Сергея Дробышевского, до 20 17-2018 гг., действительно, никакого роста налогового бремени быть не должно. Обещание президента Владимира Путина бизнесу должно быть выполнено, кроме того, экономика находится на пути вывода из кризиса, и действия по повышению налогов не будут способствовать улучшению ситуации. «Также очевидно, что Минфин работает достаточно успешно по сокращению избыточных расходных операций, что должно привести с сокращению дефицита бюджета», - добавил эксперт. Но после 2019 года, считает он, возможно принятие ряда мер по повышению налогов, в то время как после 2025 года это станет необходимостью.

Модератор форума, глава РСПП Александр Шохин, также предложил обсудить предложение ЦСР по увеличению государственного ассигнования на развитие человеческого капитала - поддержку здравоохранения и образования. «Это длительная инвестиция для обеспечения экономического роста», - поддержал идею министр финансов Антон Силуанов.

Однако в части объема расходов на эти цели и поиска источника средств мнения ведомства и Центра расходятся. По оценкам ЦСР, потребуется привлечение дополнительных ресурсов в объеме около 2% ВВП. «Центр предлагает два варианта источника этих ресурсов: увеличение налоговой нагрузки или ослабление бюджетной политики. И то и другое мы считаем не самым лучшим решением», - сообщил министр. Минфин предлагает действовать точечно: не увеличивать финансирование по всем направлениям социальной сферы, а выбрать те участки, где потребуется господдержка и где можно отказаться от нее. «Нужно увеличивать расходы на те направления, которые улучшат качество услуг, предоставляемых государством. В социальной сфере есть слабые места, которые не стоит поддерживать», - пояснил Силуанов. Он также добавил, что ведомство и ЦСР еще будет корректировать свои предложения, убирая разногласия в подходах для выработки стратегии социально-экономического развития страны.