Сервис на государственном уровне
18 октября 2017
Как разработать государственную услугу как продукт? Какой должна быть цифровая трансформация государства? Обсуждению этих и других вопросов была посвящена одна из панельных дискуссий в рамках Московского международного форума «Открытые инновации».
Многие страны мира уже давно приступили к реформированию системы государственных услуг и переводе их в цифровой формат. В нашей стране также в свое время была принята большая федеральная программа «Электронная Россия». Первоначальные задачи были трудозатратны, но основательны – речь шла о создании базовых учетных систем, формировании баз данных и т.д. «Заявление граждан на предоставление услуг оцифровывались, данные вносились во всевозможные реестры, накапливались массивы данных, это был своего рода фундамент системы», - поделился воспоминаниями министр государственного управления, информационных технологий и связи правительства Московской области Максут Шадаев.
На втором этапе реализации программы решалась задача максимального упрощения коммуникаций жителей с властью: развивались различные каналы обращений, появилось большое количество региональных и федеральных порталов получения услуг в электронном виде, была создана обширная сеть МФЦ. Теперь, по словам Шадаева, грядет третья волна цифровизации.
«Она будет касаться, прежде всего, изменения процесса принятия решений о том, может ли данный субъект-заявитель получить услугу или нет. Накоплено большое количество данных, и теперь стоит переходить к проактивному предоставлению услуг, а само предоставление решений должно быть полностью автоматизировано», - сообщил представитель правительства Московской области. Чиновники будут исключены из процесса рассмотрения заявлений, пояснил чиновник, для того, чтобы удостовериться – имеет право человек получить услугу или нет, программа будет самостоятельно обращаться в онлайн-режиме к разным базам, заполнять чек-лист и автоматически выдавать результат. Это будет своего рода революция в цифровизации госуслуг, считает Шадаев.
Врио директора департамента государственного управления Минэкономразвития России Павел Малков согласился, что за последние 10-15 лет в стране произошел большой прогресс: создан портал госуслуг, создана единая межведомственная система электронного взаимодействия, единая система мониторинга качества госуслуг. И на сегодня это одна из крупнейших систем подобного класса в мире: уже выставлены оценки по 29 млн фактам предоставления услуг. «Но не во всех видах деятельности госорганов удалось отказаться от бумажных носителей, большинство процессов по-прежнему связано с бумагой. И это является серьезной проблемой», - признал вместе с тем Малков.
По словам экспертов, как бы не двигалось вперед государство, оно все равно всегда будет проигрывать рыночным игрокам в качестве сервисов. По словам экс-директора по информационным технологиям Европейской комиссии Деклана Диси, граждане ожидают от государства такого же сервиса, который они получают от частных платформ - им нужен быстрый и надежный доступ к актуальной для них информации, а также качественные услуги. «Представления людей полностью поменялись, и разрыв между публичными госплатформами и частными платформами становится вызовом для правительств», - считает Диси.
Во многих странах в ответ на этот вызов к работе по переводу госуслуг в цифровой формат привлекаются специалисты из лучших технологических компаний. В Индии, например, где действовало порядка 10 тыс. сайтов различных ведомств, расположенных в 36 штатах, к созданию единой государственной цифровой платформы были привлечены IT-разработчики из частных банков.
По словам бывшего гендиректора Австралийского агентства цифровой трансформации (Digital Transformation Office) Пола Шетлера, некогда в Австралии действовало 1524 разрозненных федеральных сайта и между ними не существовало никакой навигации. Специалистам агентства была проделана большая образовательная работа – чиновников обучали работе с информационными продуктами, работе в команде с и IT-специалистами, затем была проведена реформа в части скорости предоставления информации, и, наконец, сокращен объем предоставляемой чиновникам документации. Все это позволило существенно упростить, ускорить и сделать эффективнее работу госорганов.
В России также есть опыт привлечения частных компаний к цифровизации госуслуг. Как сообщил Максут Шадаев, в Московской области частному игроку было полностью отдано ведение электронных школьных журналов. «Государство не вложило бюджетных денег, а за счет частных средств была создана система, которой пользуются все учителя и школьники области», - сообщил чиновник. Инвестор, со своей стороны, получил не только трафик, но и возможность представлять связанные услуги – услуги репетиторов, платный школьный контент и т.д., то есть отстроил целую эко-систему, которая играет только в плюс потребителю.
Отметили эксперты и более глобальные вызовы, которые сопровождают процесс формирования цифрового государства и цифровой экономики. Как отметил Павел Малков, уже сейчас стоит задумываться о развитии человеческого капитала и совершенствовании регуляторной среды.
«Мы оказались сегодня в такой ситуации, когда технологии начинают заменять людей, а регуляторная среда очень серьезно отстает от того, что нам предлагают современные технологии», - отметил чиновник. По его словам, какой бы не оказалась экономика будущего, человечеству в любом случае потребуются новые компетенции – а это означает вложения в человеческий капитал. Во-вторых, появится необходимость в новом качестве государственного регулирования, когда государство, как минимум, не мешает развитию цифровой экономики и развитию технологий, а как максимум – является драйвером этого процесса, формирует благоприятную регуляторную среду.
Как отметила модератор сессии вице-президент ЦСР Мария Шклярук, в рамках подготовки стратегии развития страны на 2018-2024 годы, которую готовит Центр стратегических разработок, трансформации государственного управления уделяется большое внимание. «Ключевым вопросом стал следующий: какие изменения требуются в госуправлении, если мы начнем подходить к предоставлению услуг так, как большие компании подходят к предоставлению сервисов потребителям, за которых им нужно бороться. Так появилась концепция использования информационных технологий не только для предоставления госуслуг, но и для смены модели управления процессами в государственной сфере», - сообщила Шклярук.
Для смягчения последствий изменения климата необходима международная координация
07.11.2025Читать
Форум "Города России: технологии лидерства" в Екатеринбурге
06.11.2025Читать
Количество турпоездок по России достигло четырехлетнего рекорда - за девять месяцев их число увеличилось до 68,9 миллиона...
01.11.2025Читать
Определились полуфиналисты IV Всероссийского конкурса студенческих инициатив
31.10.2025Читать
Анализ нормотворчества за 2024 год
27.10.2025Читать
Туризм ожидает идеальный шторм. Но еще не поздно все исправить
23.10.2025Читать
Стратегия пространственного развития не о том "что делать?", а ответ "где и для кого"
23.10.2025Читать
А у нас автопробег «Дорогами Победы»
21.10.2025Читать
Саудовские туристы проявляют высокий интерес к поездкам в Россию
21.10.2025Читать
ЦСР: 95% китайских туристов, посетивших Россию хотят приехать снова
21.10.2025Читать
В Москве появился первый в России пеший энергомаршрут
16.10.2025Читать
Продолжаем диалоги о креативной экономике
13.10.2025Читать
Туристическая отрасль запускает международный конкурс «Молодые архитекторы туриндустрии»
10.10.2025Читать
Новый цикл ИПР: как регионы будут достигать национальных целей
09.10.2025Читать
В ЦСР состоялся круглый стол по КНД в туристской индустрии
06.10.2025Читать
Инвестиции без границ: в Минске договорились о зеркальных мерах поддержки для бизнеса России и Беларуси
30.09.2025Читать
Центр стратегических разработок обучит продюсированию турпродукта победителей номинации «Больше, чем регион» Всероссийской...
25.09.2025Читать
Каждый четвёртый регион России уже реализует или планирует мероприятия по раннему выявлению рака лёгкого
24.09.2025Читать
Автопробег Москва — Самара завершился, но работа экспертов, регионов и бизнеса продолжается
23.09.2025Читать
Китайские туроператоры заинтересовались турпродуктами Республики Алтай, Алтайского края и Москвы
22.09.2025Читать
Туризм в России: большой разговор на выставке «Отдых-2025»
10.09.2025Читать
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и Центр стратегических разработок будут популяризировать туризм на «гектарах»...
05.09.2025Читать
Центр стратегических разработок объявляет о начале отбора студенческих команд на IV Всероссийский конкурс студенческих инициатив...
01.09.2025Читать
ЦСР выпустил «Индекс ценовой доступности грузовых железнодорожных перевозок в экспортном направлении»
29.08.2025Читать