Ситуация вокруг COVID-19 может стать толчком для инвестиционного развития российских регионов

15 февраля 2021

На площадке ЦСР 11 февраля прошел круглый стол на тему: «Потенциал инвестиционного развития российских регионов». Модератором мероприятия выступила первый вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова.

Открывая дискуссию, Трунова отметила, что ситуация, связанная с пандемией, сильно повлияла не только на РФ, но и на другие страны. «Все ищут свои способы выхода из этой ситуации – как и регионы, многие из которых дают достаточно большие преференции для бизнеса. Мы знаем, что многие инвестиционные проекты были приостановлены, но в ряде регионов началась те проекты, которые стали являться флагманскими», – подчеркнула эксперт.

Вице-президент РГУД, руководитель группы EY по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ EY Ольга Архангельская в своем докладе выделила ключевые последствия кризиса для экономики страны. «Многие индустрии сейчас просто замерли. Все, что связано с логистикой, перебои с поставками, международные связи, которые формировались долгое время, все это находится в замороженном состоянии. Это приводит к нестабильности местных и региональных цепочек поставок, изменению экономики. Настроение инвесторов абсолютно очевидно – более выжидательная позиция. От нашего руководства страны требуется много и мер контроля, и поддержки. Вся сложившаяся ситуация может оказаться достаточно мощным толчком для трансформации ключевых отраслей. Регионы видят и выявляют у себя новые точки роста», – рассказала она.

Заместитель главы администрации Краснодарского края Александр Руппель, со своей стороны, выделил отличия этого кризиса от других. «Он ударил в чувствительные места для экономики регионов. Мы одни из первых в стране объявили жесткий локдаун, когда началась пандемия. Когда мы открыли санаторно-курортный комплекс, он начал показывать рост. Мы докапитализировали свой фонд микрофинансирования более чем на 1,2 миллиарда рублей, фонд промышленности докапитализировали. Уникальная ситуация произошла, мы увидели не только их восстановление, а перенаправления их в те инвестиционные сферы, которых раньше не было», – отметил он.

«Где-то 90 тысяч предпринимателей у нас попало под федеральные меры поддержки. Мы и региональные ввели, увеличили количество тех предпринимателей, которых посчитали пострадавшими. Еще 50 тысяч предпринимателей, и того порядка 55%-60% всех субъектов МСП у нас попали под меры поддержки. Мы увидели серьезный рост интернет-торговли и направили серьезные бюджетные средства на обучение наших предпринимателей. Инвесторы заняли выжидательную позицию. Мы понимаем, что сейчас именно тот момент, когда наступило время инвестиций. Работаем с ВЭБ.РФ. В активной стадии ГЧП-партнерство, особенно, в строительстве социальных объектов. Мы планируем создание большого онкологического центр. Мы в процессе обсуждения условий концессионного соглашения. Это потребует вложения порядка 20 – 30 миллиардов рублей», – рассказал Руппель.

Директор департамента исследований Colliers Вероника Лежнева прокомментировала ситуацию на рынках недвижимости и интернет-торговли. «Мы ожидаем возвращения динамики по открытию новых объектов уже в 2021 году. Если мы говорим о торговой недвижимости и ее развитии, то в 2021 году мы ожидаем реализацию достаточно большого количества проектов. Девелоперы и ритейлеры готовы рассматривать не только крупные города, но и города второго эшелона, рассматриваются города уже с населением меньше 300 тысяч человек. Есть потенциал рынка, на него смотрят ритейлеры. По предварительным итогам 2020 года объем российского рынка интернет-торговли существенно увеличился, практически на 25%. Увеличилась и доля онлайн коммерции (до 10,5%). Это определённый потенциал для развития складского сегмента рынка, – требуются новые площадки, мощности», – поделилась мнением эксперт.

Генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Александр Зырянов видит потенциал в развитии инвестиционного климата. «С одной стороны, у нас регион несырьевой, сфера услуг из-за ограничений в период пандемии пострадала, а она дает существенный вклад в ВРП. С другой стороны, наши производители увеличили свои объемы производства и продаж в связи с закрытием границ. Многие российские компании стали искать поставщиков внутри страны. Мы обсуждаем инвестиционный климат, но забываем, что нам необходимо повышать заработные платы людей и их покупательскую способность. Можно построить самые современные заводы и оказывать самые качественные услуги, но люди не смогут себе этого позволить. Это важно и должно учитываться. По приоритетным отраслям для инвестиций. Новосибирск находится на пересечении всех торговых путей, поэтому инвестиции в логистику для нас важны», – отметил он.

«Рассматриваются два проекта с инвестициями в сумме порядка 10 миллиардов рублей именно в логопарки. Не менее важны для нас инвестиции в наукоемкие производства, но необходимо, чтобы инновации делались под заказ, государственные корпорации должны быть заинтересованы в инновациях, необходимо запускать эти производства внутри страны. И, конечно, наше сельское хозяйство, переработка в конечную продукцию. Отмечу и креативные индустрии. Но для того, чтобы креативные индустрии «стартанули», интеллектуальная собственность должна стать капиталом. Под нее должны и банки кредитовать, и выделяться деньги по другим программам», – считает Зырянов.

Заместитель генерального директора «КРСО» Дмитрий Лисневский, со своей стороны, обратил внимание на создание особых условий для формирования «здоровой» инвестиционной политики в РФ. «У нас реализуется системный подход к тому, чтобы диверсифицировать экономику и уйти от зависимости добывающих отраслей. Из-за изменений цен на ресурсы у нас бюджет значительно недополучил в доходной части. В своей инвестиционной политике мы еще больше стали ориентироваться на частного инвестора. Мы поняли, что необходимо создать все условия для того, чтобы частные инвестиции видели свои перспективы на Сахалине. Мы создали инвестиционный портфель, продекларировали его, выделили самые перспективные направления, структурировали их. Всего 43 таких проекта, общий объем инвестиций в эти проекты порядка 800 миллиардов рублей. Порядка 20% – это государственные деньги, которые идут на создание инфраструктуры. Мы привлекаем национальные институты развития и стараемся работать с такими направлениями как концессия и ГЧП. Создав определенные инфраструктурные условия и режим ТОР, у инвесторов значительно снижаются операционные затраты», – подчеркнул эксперт.

Вице-президент банка ВТБ, руководитель комитета по оценочной деятельности РГУД Антон Вовк рассказал, что банки сейчас осторожно выбирают получателей инвестиционных кредитов. «В любой кризис банки аккуратно относятся к объектам, у которых отсутствует концепция, у которых непонятный поток. Если мы говорим про управление залогового портфеля, а это – принципиально важно для инвестиционного кредитования, для проектного финансирования, то ключевую роль здесь играет такой показатель как LTV. При его большом значении банки не готовы кредитовать. Средний показатель LTV – 70%, чем больше этот показатель, тем меньше шансов получить проектное финансирование. Следовательно, чем волатильнее стоимость обеспечения, которую предлагают клиенты, тем меньше шансов получить финансирование», – рассказал он.

Старший управляющий директор «ВЭБ Инфраструктура» Елена Степанова отметила изменение фокуса инвесторов в пандемию. «Мы действительно увидели изменения запроса инвесторов в части подготовки проектов в 2020 году. Основной фокус пошел на здравоохранение. В промышленности был большой спрос на фармацевтическую отрасль. Россия отличается от многих других стран сменой фокуса на развитие внутреннего туризма. Позитивны и реформа институтов развития, которая сейчас идет, разработка дополнительных мер поддержки для развития бизнеса. Большой потенциал у проектов устойчивого развития, «зеленой» экономики, эти вопросы тоже требуют дополнительных мер поддержки, которые могут быт применимы в этом направлении. Наиболее сильно пострадал сектор МСП, но в большинстве регионов он занимал до этого не столь большую долю, порядка до 20%. Если говорить о регионах, где МСП занимал наибольшую долю (Москва, Ленинградская область), мы рассчитываем на эффект массовой вакцинации. Она позволит потихоньку восстановить эти сектора. Безусловно, полного восстановления мы не увидим в этом году, его скорей всего, надо ожидать в 2022 году», – заключила Степанова.

В ходе дискуссии как сдерживающий фактор для притока инвестиций в регионы участники отметили недостаточную проработанность потенциальных проектов, прежде всего с финансово- экономической и правовой точек зрения. И банкам, и инвесторам интересны проекты в сфере развития городов, и именно региональные власти должны взять на себя функцию подготовки проектов.