Стратегия укрупнения

26 июня 2018

В ЦСР прошло рабочее совещание, посвященное теме развития городов России на среднесрочную перспективу.

При разработке программы пространственного развития России экспертами рассматриваются разноуровневые срезы: страновой, метрополитенский и локальный. Как отметила в начале совещания вице-президент ЦСР Наталья Трунова, задача специалистов Центра стратегических разработок и экспертного сообщества – разработать сетку приоритетов для каждого из уровней. Среди рассматриваемых вопросов: развитие транспортной инфраструктуры в городах, механизмы бюджетной составляющей, градостроительное зонирование, развитие застроенных территорий и др.

Отдельное внимание на встрече было уделено влиянию ВУЗов на развитие регионов и городов. Как отметил Олег Лешуков (ВШЭ), наличие сильных высших учебных заведений положительно сказывается на росте экономики региона, но отрицательно влияет на ВРП соседних субъектов, поскольку человеческий капитал концентрируется вокруг университетов. Эксперт представил доклад, в котором была дана оценка вклада ВУЗов в региональное развитие в трех разрезах: как хозяйствующего субъекта, с точки зрения качества человеческого капитала и с точки зрения влияния вузов на инновации. «Необходимо, чтобы Томск и Новосибирск стали мировыми образовательными центрами, но вместе с тем, чтобы соседние регионы не отстали в социально-экономическом развитии, и там тоже развивалось среднее и высшее образование», - отметила Наталья Трунова. Она предложила подготовить рекомендации городам по развитию в них учебных центров.

Руководитель проектного направления ЦСР СЗ Елена Рожкова представила собравшимся доклад «Новая специализация городов в условиях технологической революции». Она отметила, что развитие технологий приводит к формированию современных экономических специализаций и новых отраслей. Речь в основном идет о секторе услуг, поскольку именно здесь растет занятость, создаются новые профессии, меняется структура всего сектора. На первом этапе подготовки исследования эксперты ЦСР проанализировали 170 городов с населением от 100 тыс. человек с точки зрения локализации новых отраслей. Специалистами рассматривалось два сегмента: производство знаний и технологий по показателям развития человеческого капитала, с точки зрения технологических и бизнес-компетенций.
Следующий шаг – анализ кластеризации новых отраслей в ядре экономик регионов. Также эксперты готовят демографический прогноз по субъектам РФ с учетом не только роста населения, но и его стагнации в отдельных крупных городах, таких как Омск, Нижний Новгород, Самара. В стадии подготовки – обзор кейсов агломераций, которые не могут решить ряд задач в различных секторах. Им будут предложены возможные решения в рамках действующего законодательства и с учетом возможных законодательных новаций.

Институт территориального планирования «Урбаника» представил на совещании концепцию экономического и пространственного развития пилотных урбанизированных зон: Екатеринбург – Челябинск, Казань – Ульяновск – Тольятти – Самара и Новосибирск – Томск – Барнаул – Кемерово. Предполагается, что к 2030 за счет развития этих зон число глобальных метрополий в стране возрастет до пяти (на данный момент к их числу относятся только Москва и Санкт- Петербург).

Эксперты отметили, что недостаточная включенность российских метрополий в мировое разделение труда сдерживает возможности роста и конкурентоспособность национальной экономики. В тоже время метрополии позволяют «объединить» собственный потенциал отдельных городских агломераций и внеагломерационного пространства на базе текущих и перспективных конкурентных преимуществ. Повышение транспортной связности приведет к вовлечению большей территории в экономический рост страны. А развитие высокотехнологичных отраслей экономики в городах-центрах будет способствовать выносу за пределы агломерационных зон низко- и среднетехнологических производств, то есть оживлению экономической активности вдоль «коридоров» между центральными городами.

Развитие связей между центральными городами позволит в ряде случаев сбалансировать расширение агломерационных радиусов во всех направлениях (не только по линии запад-восток, но и север-юг), считают эксперты. Метрополии создадут более выраженные предпосылки и институциональную поддержку для встраивания предприятий ключевых специализаций в межрегиональные цепочки добавленной стоимости. Наконец, появятся дополнительные конкурентные рынки труда, являющимися ядрами миграционного притяжения наряду с миграциями в Москву и Санкт-Петербург.

Эксперты признают, что макрорегионы в основном предполагают осуществление мегапроектов с большой ролью государственного участия. Отдельные городские агломерации слабо способны составить «противовес» Москве и Санкт-Петербургу. Однако существующие риски гиперконцентрации могут привести к негативным последствиям для России в целом. В числе таких рисков - «технологический разрыв» за счет аккумуляции человеческого капитала (концентрация в Москве людей с высшим образованием, занятых в НИОКР и как следствие доля Москвы в создании НИОКР в России стремится к 50 %, что негативно сказывается на потенциале развития других городов). Социальный разрыв может привести к повышению конфликтогенности (социокультурный разлом, доходы, стандарты потребления, доступ к информации). Наличие всего лишь 1-2 центров снижает конкурентоспособность страны в глобализирующейся экономике, признают эксперты.

В связи с этим специалисты «Урбаники» озвучили основную цель проекта – повышение эффективности пространственной организации страны. Для ее достижения нужно решить ряд задач. Это обеспечение глобальной конкурентоспособности региональных метрополий как центров привлечения людей, инвестиций, создания инноваций, ускорения экономического роста; расширение пространства возможностей благодаря кардинальному росту числа людей, обладающих доступом к рабочим местам, инфраструктуре и событиям мирового уровня; и максимизация результативности федеральных мер поддержки за счет наиболее полного использования человеческих ресурсов и основных фондов благодаря агломерационным мультипликаторам.