Татьяна Горовая: Санкции способствовали комплексной переоценке внешнеэкономических приоритетов страны
08 декабря 2023
Центр стратегических разработок провел анализ динамики международной торговли за несколько лет и спрогнозировал международные грузопотоки до 2030 года по направлениям, странам и номенклатурам грузов.
Период 2021–2023 годов, в течение которого российская экономика пребывает под санкционным давлением, можно охарактеризовать как турбулентный. Произошли значительные изменения в направлениях международной торговли, что обусловлено резким снижением доли грузопотоков, приходящихся на «санкционные страны». Но несмотря на это по мнению первого заместителя генерального директора ЦСР Татьяны Горовой «санкционное давление привело к качественной и комплексной переоценке внешнеэкономических приоритетов страны».
Как отметила Татьяна Горовая, «подготовленный прогноз включает в себя описание транспортной логистики и тенденций в части железнодорожного транспорта, прогноз по морским маршрутам транспортных коридоров, а также оценку загрузки транспортной инфраструктуры с учетом инфраструктурных ограничений».
Если по итогам 2021 года экспорт в недружественные страны составлял 55 % от общего объема, а импорта – 26 %, то к концу текущего года прогнозируется 16 % и 7 % соответственно. Ожидается, что в перспективе до 2030 года объемы международной торговли с указанными странами снизятся пятикратно.
При этом наблюдается рост экспорта на восточном направлении с Китаем и в другие страны Азии, а также по маршрутам международного транспортного коридора «Север-Юг» и Азово-Черноморского бассейна за счет более интенсивной торговли с Турцией и государствами Ближнего Востока. Так, начиная с 2022 года объем экспорта в Индию вырос почти в 3,5 раза, в Азербайджан – на 27 %, в Китай – на 15 % и настолько же в Турцию, а также в Иран – на 7 %. Аналогичная ситуация в импорте: импорт из Китая увеличился на 35 %, из Юго-Восточной Азии – на 26 %, из Турции – на 17 %. При этом активное использование маршрутов международного транспортного коридора «Север-Юг» будет обусловлено инфраструктурными ограничениями Восточного полигона железных дорог и морских портов Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов.
Структура экспортной торговли в период 2021 – 2030 годы не претерпевает существенных изменений, наибольшую долю по-прежнему составляют нефть (около 21 %), уголь (21 %), газ (19 %) и нефтепродукты (около 13 %). В структуре импорта в указанный период наибольшая доля будет приходиться на минеральные продукты и уголь (21 %), при этом будет наблюдаться рост импорта угля и увеличение его доли в общем объеме перевозок на 4 % к уровню 2021 года. В то же время снизится импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (на 3 % в сравнении с 2021 годом), что можно охарактеризовать как повышение продовольственной безопасности России.
Переориентация на восток будет стимулировать увеличение средней дальности перевозок и грузооборота на железной дороге. В части морского транспорта до 2030 года ожидается: в Северо-Западном направлении – снижение общего и контейнерного грузопотока с постепенным восстановлением к 2035 году, в Дальневосточном бассейне – рост экспортно-импортных перевозок, включая мультимодальные контейнерные перевозки, в Азово-Черноморском бассейне – увеличение экспортных перевозок.
Интуристы ценят в России уникальную природу и готовы тратить до 765 тыс. рублей за поездку
16.01.2025Читать
Более 1300 экспертов и госслужащих повысили свою квалификацию в ЦСР в 2024 году
25.12.2024Читать
ЦСР в 2025 году проведет исследование въездного турпотенциала российских регионов
19.12.2024Читать
ЦСР и Чечня будут вместе раскрывать турпотенциал региона
17.12.2024Читать
Отечественную MICE-индустрию надо активнее продвигать за рубежом
17.12.2024Читать
Индекс новогоднего «ОЛИВЬЕ»
12.12.2024Читать
ЦСР принял участие в международном туристическом форуме TravelHub. Путешествуй!
07.12.2024Читать
Определены финалисты III Всероссийского конкурса студенческих инициатив
05.12.2024Читать
ЦСР: К 2030 ГОДУ ОБЪЕМ РЫНКА КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ В РОССИИ ДОСТИГНЕТ 2,3 ТРЛН РУБЛЕЙ, РЫНКА КРАТКОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ...
05.12.2024Читать
Кадровые проблемы не решить за счет курьеров
04.12.2024Читать
ЦСР: 20 компаний-туроператоров из Китая познакомились с новым туристическим маршрутом
03.12.2024Читать
Россия продолжает демонстрировать туристический потенциал под единым брендом Discover Russia
26.11.2024Читать
Туроператоры стран Персидского залива намерены привезти тысячи гостей в Тверскую область
25.11.2024Читать
ЦСР и АО «ГЛОНАСС» составят универсальный рейтинг регионов России по подключению к системе «ЭРА-ГЛОНАСС»
21.11.2024Читать
Определились полуфиналисты III конкурса Студенческих инициатив
20.11.2024Читать
Электросамокаты требуют не ситуативного, а комплексного регулирования
20.11.2024Читать
Российский турпотенциал на Travel Expo Ankara вызвал большой интерес в Турции
18.11.2024Читать
«Великий чайный путь» и турпотоки обсудили в Казани
15.11.2024Читать
Разработка и соблюдение стандартов качества - необходимое условие для развития туризма
14.11.2024Читать
В Нижегородской области установлен экспериментально-правовой режим для беспилотников
13.11.2024Читать
ЦСР и экосистема «Горы России» объединяют усилия для развития горнолыжного туризма
13.11.2024Читать
ЦСР и PR-отрасль будут вместе продвигать российский туристический потенциал за рубежом
11.11.2024Читать
Уже более 500 человек из 65 регионов повысили квалификацию по курсам КНД в ЦСР
08.11.2024Читать
Российские ученые пересчитали баланс парниковых газов в стране
08.11.2024Читать