Тезисы по внешней политике и позиционированию России в мире

29 июня 2017

Представляемые тезисы по внешней политике стали результатом совместного проекта Центра стратегических разработок (ЦСР) и Российского совета по международным делам (РСМД). В рамках проекта было проведено 30 интервью с членами РСМД — известными дипломатами, крупными учеными- международниками, руководителями СМИ, представителями бизнеса. Отдельной составляющей проекта стала серия ситуационных анализов с участием экспертов и сотрудников РСМД. Работа над проектом была тесно увязана с другими направлениями работы Центра стратегических разработок по важнейшим проблемам внутренней и внешней политики России. Подготовке тезисов помогли результаты работы группы ученых из Института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова (ИМЭМО РАН), которая велась параллельно с исследованием РСМД.

Основные содержательные результаты нашей работы могут быть сведены к следующим положениям.

Современный мир стоит на развилке.

Высока вероятность роста соперничества между ключевыми игроками. Усугубляется ряд глобальных проблем. Вместе с тем, достигнутые уровни глобализации дают возможность снизить негативные тенденции, сделав цену конфликтов неприемлемой. В интересах России — содействовать реализации этого сценария. В основе ее позиционирования в мире должно быть содействие урегулированию конфликтов и созданию комфортной, демократичной, управляемой и безопасной международной среды без ограничительных линий и расколов. Ставка на неизбежную хаотизацию международных отношений не должна быть исходной предпосылкой внешней политики России.

Россия сегодня — одна из наиболее мощных мировых держав.

Страна сумела преодолеть угрозу дезинтеграции и наиболее тяжелые политические последствия распада Советского Союза. Она ведет активную внешнюю политику, последовательно отстаивая свои интересы за рубежом. Вместе с тем, мы отстаем от лидеров и лучших мировых практик в ряде критически важных областей. Отставание подрывает суверенитет страны, ограничивает ее внешнюю политику, сводит ее к узкому набору инструментов. Преодоление отставания — стратегическая задача, определяющая позиционирование России в мире.

Отставание в развитии экономики и институтов управления представляет собой значительно большую угрозу для суверенитета и целостности страны в сравнении с реалистичными военными угрозами, от которых Россия уже надежно защищена.

Требуется создание благоприятной международной среды для решения этих проблем. Преодоление отсталости в условиях закрытости от внешнего глобализирующегося мира невозможно. Россия стоит перед острой необходимостью выработки оптимальной формулы получения выгод от глобализации в интересах своего развития, сохраняя пространство для широкого внешнеполитического маневра и защиты своих интересов в области безопасности.

Участие в глобализации, проведение внешней политики в интересах развития при сохранении стратегической самостоятельности в вопросах безопасности — ключевое содержание международной деятельности страны. Для достижения этой цели потребуется решение нескольких взаимосвязанных задач.

ПЕРВАЯ ЗАДАЧА — качественные изменения политики на постсоветском пространстве через создание привлекательных институтов экономической интеграции и коллективной безопасности. Выход за рамки «постсоветской» парадигмы через сотрудничество с внерегиональными партнерами. Преодоление ограничительных линий и урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве, наиболее острым из которых стал конфликт на Донбассе.

ВТОРАЯ ЗАДАЧА — использование и активное развитие незападных направлений экономического и политического сотрудничества. В отношениях с ключевыми стратегическими партнерами — КНР и Индией — существует дисбаланс между высоким уровнем политического доверия и относительно слабым экономическим взаимодействием. То же наблюдается и с рядом других партнеров. Необходимо качественное укрепление экономических основ наших отношений, использование энергетики роста новых центров развития в Азии в интересах преодоления отсталости. Партнерство со многими странами ограничено структурой российской экономики, узостью ее экспорта. Необходимо последовательно снимать барьеры в двусторонних связях: громоздкие таможенные процедуры, инфраструктурные ограничения и др.

ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА — последовательное достижение компромиссов в решении ключевых политических проблем в отношениях с Западом. Недопущение гонки вооружений и переформатирование системы евроатлантической безопасности. Избирательное сотрудничество по общим проблемам с перспективой расширения направлений такого сотрудничества. Изменение духа отношений России и Запада от конфронтации к взаимовыгодному сотрудничеству в полицентричном мире.

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАДАЧА — укрепление институтов глобального управления при сохранении основополагающей роли ООН. России необходимо углублять свою нишу в решении общих глобальных проблем. Большой потенциал у таких направлений как глобальная энергетическая безопасность, продовольственная безопасность, кибербезопасность, сотрудничество по климату и окружающей среде. При этом следует сохранять позиции на тех направлениях, по которым у России уже есть крепкие заделы — ядерное нераспространение, миротворчество, космическая проблематика, полярные исследования и др.

ПЯТАЯ ЗАДАЧА — тесная увязка внешней политики с задачами внутреннего развития. Диверсификация инструментов внешней политики. Более широкое вовлечение в международное сотрудничество регионов страны, бизнеса, университетов, некоммерческих организаций. Создание комфортной внутренней среды для высококвалифицированных мигрантов и инвесторов.

Во внешней политике необходимо избежать двух крайних альтернатив. Первая — самоизоляция страны, милитаризация хозяйства и общества, жесткая централизация на фоне вовлечения во все новые конфликтные ситуации. Вторая — хаотичное отступление, односторонние уступки и сдача позиций под влиянием обострения внутренних проблем. Обе альтернативы чреваты катастрофой для страны.

Будущее России в современном мире определяется жизнеспособностью ее производительных сил, качеством человеческого капитала, устойчивостью и эффективностью институтов государственного управления. Без качественного внутреннего рывка, Россия обречена на периферийную роль в мире. Создание благоприятных международных условий для такого рывка — стратегический приоритет нашей внешней политики.

С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь:





С полным текстом доклада на английском языке можно ознакомиться здесь: