«Tретьим будешь?» или развитие коллективного инвестирования в России

21 мая 2018

Растущий спрос на прорывные инновации, переход к Индустрии 4.0 формирует потребность в современных и доступных инструментах финансирования технологических проектов. Пути решения возникающей проблемы предложили эксперты ЦСР и НИУ «Высшая школа экономики» в докладе «Новые инструменты привлечения финансирования на развитие технологических компаний: практика использования и перспективы развития в России», подготовленном при участии компании ООО «ВенчурКлаб».

Существующая финансовая система и инфраструктура ориентирована в большей степени на поддержку крупных и стабильно развивающихся проектов, в то время как для новой экономики и Индустрии 4.0 стандарты традиционных финансовых институтов не подходят: высокотехнологичные инновационные проекты зачастую воспринимаются как слишком рискованные, а потому вынуждены искать альтернативные источники финансирования. Таким источником могут стать «новые деньги» - система альтернативных механизмов вовлечения в технологические проекты частного капитала, ранее не задействованного или ограниченно задействованного в экономике. К инструментам, позволяющим получить доступ к «новым деньгам», можно отнести краудтехнологии: краудфандинг, краудинвестинг, краудлендинг и другие.

Краудфандинг - технология коллективного финансирования, в рамках которой сбор средств для реализации того или иного проекта происходит за счёт привлечения широкого круга добровольных вкладчиков и осуществляется с помощью сети Интернет на специализированных интернет-ресурсах — краудфандинговых платформах.

Краудлендинг — разновидность краудфандинга, при которой вкладчики в качестве вознаграждения получают процент от вложенной суммы в течение определенного времени, а сам вклад возвращается к ним по истечении установленного срока.

Краудинвестинг – разновидность краудфандинга, при которой инвесторы в качестве вознаграждения получают долю в капитале проекта, в который они вложились.

Данные виды инвестирования обладают рядом преимуществ по сравнению с классическими финансовыми инструментами, что связано с их инновационным характером:


  • заключение сделок финансового характера осуществляется электронно, без личного присутствия контрагентов и с минимальными рисками;

  • альтернативные инструменты дают возможность привлечения инвестиций от широкого пласта непрофессиональных инвесторов в самый динамичный сектор экономики;

  • за счет упрощения процесса совершения сделок и проведения их через автоматизированные платформы снижаются транзакционные издержки;

  • обеспечивается дополнительная гибкость для инвестора благодаря варьированию объёма инвестиций в одну компанию и созданию портфеля, соответствующего его индивидуальному профилю.


Указанные преимущества, а также возрастающий спрос на финансирование со стороны технологических компаний привели к тому, что за период с 2012 по 2016 год мировой рынок «новых денег» вырос более чем в 19 раз и достиг 52 млрд долл. США.

Российский рынок краудфинансов сегодня проходит этап формирования (по оценкам экспертов, рынок альтернативных финансов в России отстает в развитии от стран-лидеров - США, Великобритании, - на 4-5 лет), а потому на текущей фазе развития основными вызовами выступают необходимость разработки адекватной нормативной базы, отсутствие стимулов для участия в рынке непрофессиональных инвесторов и необходимость обеспечения их защиты в случае активного развития рынка, а также отсутствие специализированных инструментов поддержки участников сектора альтернативных финансов.

Задача по формированию комфортной нормативной основы для сектора «новых денег» в России может быть частично решена за счет использования лучших международных практик в данной области: целевая модель российского рынка альтернативных финансов должна предусматривать ориентацию на «мягкое регулирование» и преимущественное использование инструментов саморегулирования, формирование системы стандартов раскрытия информации и защиты прав инвесторов, а также активное участие институтов развития в становлении рынка.

Эксперты прогнозируют, что при условии создания комфортной юрисдикции дальнейшее развитие сектора даст ряд положительных эффектов для экономики России. Во-первых, к концу 2020 года можно ожидать прирост ВВП в размере 256 млрд рублей, при этом 173 млрд рублей будут получены за счёт краудлендинговых проектов и 82 млрд рублей за счёт краудинвестинговых. Во-вторых, в этот же срок в стране появится порядка 21 000 высококвалифицированных рабочих мест. При этом компании, получившие финансирование с помощью крауд-инструментов, продолжат набирать сотрудников в течение всего жизненного цикла. В-третьих, объем налоговых поступлений в бюджет только в части налога на прибыль вырастет не менее чем до 15 млрд рублей.

Отказ от создания эффективной регуляторной среды, напротив, несет в себе целый набор рисков – от ухода сектора в «серую зону» и увеличения оттока капитала и инновационных проектов в другие страны до полного исключения России из процессов международной интеграции в данной сфере.

Подробнее - читайте в нашем докладе.

002