Цели устойчивого развития: национальная адаптация целей и подходов к их решению

04 октября 2017

В ЦСР при участии Sustainable Development Solutions Network (SDSN) прошёл семинар, посвящённый Целям устойчивого развития (ЦУР) и их национальной адаптации.

Цели устойчивого развития были приняты государствами – членами ООН в 2015 г. и заменили поставленные в начале XXI века Цели развития тысячелетия. Члены ООН обязались прилагать усилия по выполнению к 2030 г. 17 целей, которые содержат 169 задач и 232 показателя. Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 г. обширна и всеобъемлюща и не предусматривает единого подхода к реализации ЦУР. На практике государства, исходя из своей специфики и потребностей, определяют национальные приоритеты.

В ходе семинара представители органов государственной власти, международных организаций, профессиональных объединений, а также исследователи обсудили вопросы выполнения ЦУР в глобальном масштабе, а также задачи, стоящие перед Россией в плоскости адаптации целей.

Открывая семинар, модератор, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова отметила особое значение перехода сегодня к национальной адаптации ЦУР спустя 2 года после их принятия.

Заместитель директора Департамента международных организаций МИД России Дмитрий Максимычев отметил, что России активно участвовала в выработке Целей устойчивого развития, и сегодня они служат той системой приоритетов, на которую ориентируется российская политика в сфере содействия международному развитию (СМР). По мнению представителя МИД, вопрос национальной адаптации целей и выработки подходов к их решению является важной задачей в контексте стратегического планирования и активного участия России в глобальной повестке.

Выступления представителей ЮНЭЙДС, Программы развития ООН, Всемирного банка были посвящены международной практике реализации ЦУР и взаимодействию государств с международными организациями в этом контексте. По словам эксперта ЮНЭЙДС Константина Войцеховича, добровольные национальные обзоры выполнения целей отражают разнообразие подходов государств. На национальном уровне, считает эксперт, реализация ЦУР требует формирования национального древа целей, соответствующих глобальным целям, а также с учётом неравномерности внутреннего развития страны. Важно также, чтобы бюджетные расходы были ориентированы на достижение показателей, предусмотренных соответствующими целями и задачами.

Аналитик проекта ПРООН «Управление знаниями и развитие потенциала в рамках партнерства России и ПРООН» Анастасия Максимова подчеркнула, что ЦУР нацелены на все страны, а не только на получателей международной помощи, соответственно их реализация понимается не только в контексте СМР, но и с использованием других инструментов. По мнению представителя ПРООН, можно условно выделить два подхода к тому, как государства отчитываются о реализации ЦУР: ряд стран стремятся выстраивать свою стратегию на основе глобальных целей, другие же наоборот накладывают уже существующие национальные стратегии на повестку ЦУР. Анастасия Максимова рассказала об опыте сотрудничества ПРООН с Россией в реализации проектов, направленных на достижение ЦУР на пространстве СНГ, а также в других регионах, отметив, что речь идёт не только о финансовой помощи, но и об обмене знаниями и экспертизой.

Специалист Всемирного банка по окружающей среде Владислава Немова сообщила о вкладе банка в развитие проектов по совершенствованию национальных систем сбора данных по показателям ЦУР, а также привела примеры содействия банка во включении отдельных целей в национальные планы по запросу государств. Владислава Немова представила Атлас целей устойчивого развития – публикацию на основе собираемых Всемирным банком показателей мирового развития, которая служит инструментом для оценки прогресса в реализации ЦУР странами мира.

Ещё об одном негосударственном инструменте для сравнения стран в плане выполнения ЦУР, разработанном SDSN Индексе ЦУР, рассказала менеджер SDSN Russia Вера Баринова.

Говоря об адаптации ЦУР в России, необходимо учитывать успешный опыт адаптации Целей развития тысячелетия, подчеркнул профессор Cергей Бобылев, Заведующий кафедрой экономики природопользования Экономического факультета МГУ и один из редакторов опубликованного в 2016 г. доклада Аналитического центра при Правительстве РФ «Цели устойчивого развития ООН и Россия». По его мнению, действующие российские стратегические документы, в том числе принятые в 2017 г. Стратегия экономической безопасности и Стратегия экологической безопасности не подходят под критерии устойчивости, поэтому потребуются дополнительные шаги по интеграции тематики ЦУР в национальную повестку.

Старший научный сотрудник лаборатории экономики знаний ИПЭИ РАНХиГС Владимир Коцюбинский поделился опытом включения принципа устойчивого развития при разработке региональных стратегий развития. Одной из проблем в этом отношении он назвал то, что многие аспекты ЦУР относятся к федеральной повестке, и их интеграция на региональном уровне оказывается проблематична. При этом приоритеты, связанные с устойчивостью развития, актуальны для жителей регионов и городов. По словам Елены Долгих, члена Совета городов и генерального директора Агентства «Эс Джи Эм», одной из проблем оценки устойчивого развития российских городов является нехватка статистических данных, в частности по человеческому капиталу, инновационной сфере, экологии, цифровизации. В отличие от крупного бизнеса, который уже внедряет принцип устойчивости в свою деятельность, города за исключением миллионников мало осведомлены о теме устойчивого развития. В то же время, по словам Елены Долгих, исследования Агентства «Эс Джи Эм» показывают, что устойчивость развития города, понимаемая как сбалансированность экономического, социального и экологического развития, определяет как стабильность его развития в периоды экономического спада, так и потенциал развития в периоды экономического роста в России.

Семинар прошел в рамках тематической программы XVI Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: инструменты и ресурсы реализации».