Цифровая экономика – как успеть?
15 декабря 2017
Сегодня мир стоит на пороге нового технологического уклада, стартовала цифровая трансформация и российской экономики. Как можно изменить ситуацию и почему не эффективно двигать прогресс с помощью госпрограмм государственных инициатив – рассказывает руководитель образовательных программ Индустрии 4.0 департамента корпоративного обучения Московской школы управления Сколково Павел Биленко.
- Мы живем в век стремительно развивающихся технологий. Какие в этой связи вызовы стоят перед руководством нашей страны?
- Прежде всего, необходимо говорить о реанимации машиностроения, росте производительности труда и быстрой трансформации экономики в более эффективную. Я инженер, всю жизнь в машиностроении и производстве, в том числе поэтому считаю, что реальный сектор и машиностроение – это основа основ, именно здесь сосредоточены критические узлы всей экономической системы.
Мы много работаем глобально и видим, что в мире за последние пять лет затраты на старт и развитие новых технологических проектов существенно снизились. В Кремниевой долине пять лет назад для запуска продукта надо было потратить два года и $5 млн, сегодня – шесть месяцев и $100 тыс. Издержки на запуск прототипа продукта сократились в пятьдесят раз, скорость производства прототипа – в четыре раза. Программное обеспечение зачастую бесплатное или упало в цене, офисы переместились в коворкинги, затраты на аппаратное обеспечение также снизились – инфраструктура в облаке. Чтобы создать прототип продукта или прорывной технологии теперь нужно гораздо меньше денег, времени и усилий.
- Программа «Цифровая экономика», которая войдет в комплексный план действий правительства до 2025 гг. – она должна как-то способствовать трансформации российской промышленности?
- Правительства и правительственные программы не создают цифровую экономику, ее создают компании, предприниматели, экосистемы. Никто же не говорит, что программа «Цифровая Калифорния» привела к появлению тысяч стартапов в Кремниевой долине. Поэтому, может ли программа «Цифровая экономика» положительно повлиять на создание цифровой экономики - для меня не очевидный вопрос. Почти всегда государственные программы и реальное развитие живут разными жизнями. Так, инициатива по инновационному развитию госкорпораций, которая была принята 4 года назад, завершилась тем, что эти структуры подготовили красивые отчеты, но много ли инновационных и зарабатывающих проектов появилось?
Понятно, что развитие отдельных регионов будет происходить не через верстку такого рода программ, а через усердную и интенсивную работу отдельных предприятий. Сколько на это уйдет времени - все будет зависеть от управленческих команд этих предприятий, скорости их обучения и интеграции полученных знаний и навыков в работу компании на результат. А все эти красивые слова – «инфраструктурные организации», «субъекты рынка», «институциональные условия» - это фантомы. Особенно это понятно, если вы оглядитесь по сторонам на центральных улицах наших городов. Какие институциональные условия, если в центральных городах на улицах у нас рестораны, а в Сан-Хосе, не первом городе Калифорнии – техшопы, детские образовательные центры и интерактивные музеи? Даже так любимые всеми сегодня словам «платформа», «архитектура систем» и «уберизация» - фантомы. Они существуют сегодня только как сильно потерявшие ценность слова, затасканные с конференции на конференцию, из важной речи в важную речь. Время изменилось, новое поколение уже устало от фантомов и понимает их призрачность. Нет в природе таких сущностей. Что есть - сотни компаний по всей стране в разных стадиях развития. Которыми управляют люди. Которые меняют или не меняют эти компании.
- То есть мы пока находимся в самом начале пути к новому технологическому укладу? И кроме деклараций о переходе к новой ступени развития, не можем предложить никакой инфраструктуры для развития технологий?
- Я стараюсь избегать радикальных определений, инфраструктуры очень не хватает, есть инициативы, например, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) ведет большую работу, связанную с развитием стартапов. Но вы правы в том,что разница между лозунгами и действиями очень большая.
Одно из ключевых условий трансформации индустрий – создание и развитие творческих производственных образовательных пространств, которые предоставляют всем желающим необходимое оборудование, команды специалистов, обучающие курсы. Это так называемые мобилизаторы, enablers - техшопы, мэйкерспейсы, хакспейсы, они произошли от своих предков, стартап-акселераторов, где годы назад создавались приложения, которыми мы все сегодня пользуемся: Dropbox, Airbnb и другие. Сегодня уже тысячи молодых людей в подобных мобилизующих пространствах создают не только программное обеспечение, но и гибридные продукты. В том числе поэтому сегодня так стремительно происходит трансформация не только сферы IT, но и всех отраслей.
Экосистема, создавшая цифровые информационные технологии, быстрее чем мы думаем трансформирует все другие индустрии. Диверсификация компаний, развивающихся сегодня в Кремниевой долине, очень высокая, здесь создаются и развиваются тысячи стартапов в самых разных областях. Таких мобилизующих пространств для развития и цифровой трансформации критических инфраструктур нам сейчас очень не хватает.
- А как же Сколково?
- Да, подобные пространства в России есть, но их немного – инновационный центр Сколково, Иннополис в Татарстане, инфраструктура технологического предпринимательства на Дальнем Востоке. И они в определенной степени закрыты. То, что представляет собой пространство для развития за рубежом, у нас пока больше похоже на резервацию. Все дело в доступности. В Сан-Хосе вы можете увидеть площадку для развития (техшоп) в центре города, она открыта до полуночи и здесь рады видеть всех: например, рядом с программистами увлеченно работают сварщики,которые тут же мастерят прототипы будущих продуктов. У нас, чтобы просто въехать в фонд Сколково и технопарк на автомобиле, надо заранее заказать пропуск. Строили экосистему, получилась резервация. Так не работает развитие новых компаний, трансформация идей в революционные продукты. И это, по-моему, очевидный, но, к сожалению, пока не разделяемый на практике создателями программ, повесток и лозунгов факт.
Меня иногда захватывает мысль - какой огромный потенциал скрыт в людях городов нашей страны и как тесно этому потенциалу без техшопов, мэйкерспейсов, современной открытой производственной инфраструктуры. Пока те, кто пробивается и выпускает свои продукты - настоящие бойцы. К ним едва ли не ежемесячно приходят проверяющие, к примеру, из пенсионного фонда, и требуют огромное количество документов, включая паспорта на станки и технологические процессы. Еще раз - чиновники пенсионного фонда тормозят технологические процессы, не важно под каким предлогом. Такое можно представить в США? В Европе?
Создавать и развивать компанию здесь и сейчас - все равно, что проектировать космические корабли с помощью компьютеров 80-х годов прошлого века - также легко и просто. Россия сегодня - огромная ждущая пробуждения страна изобретателей и созидателей, загнанных в гаражи и регулярно наказываемых штрафами и делами за «незаконное нелицензированное производство». Основная задача на ближайшие годы - создать федеральную открытую созидательную экосистему, которая уже создана в США, Европе и Китае. Нам для этого очень нужны центры прототипирования, техшопы и соответствующее образование.
- Хорошо, а какова роль государства в процессе цифровизации экономики, помимо создания инфраструктуры?
- В поддержке образовательных инициатив, включая инициативы социальных предпринимателей. В изменении, развитии городской среды, формировании созидательной творческой экосистемы в городах. Честная, не показушная поддержка предпринимательских инициатив на уровне регионов.
Вот говорящий пример – на этой неделе компания энтузиастов из России представили продукт, который очень нужен средним школам – микрокомпьютер, развивающий компьютерную грамотность и навыки программирования у учеников. В Великобритании похожий компьютер был выпущен в 2015 году при поддержке британской медиакорпорации BBC, а в 2016-м бесплатно передан школам.
У нас руководителям государственных медиахолдингов поддержка таких проектов в голову не приходила? Или любому руководителю (которых десятки тысяч) государственных динамично развивающихся компаний? Судя по всему,большинство увлечено как раз форумами и выставками. То есть в конечном итоге, команда энтузиастов произвела школьный микрокомпьютер, а огромные корпорации, у которых сотни заводов, огромный парк станков и красивые слова в отчетах - не произвели. И таких примеров сегодня глобально – сотни, они являются реальными показателями эффективности программы цифровой трансформации экономики.
- Верно ли утверждение, что двигателями прогресса являются крупные компании?
- Скорее всего, они являются ориентирами для отрасли. Пять лет назад в Кремниевой долине не было ни одного исследовательского центра автомобильных компаний. Никто и не думал, что это место может стать центром цифровой трансформации этой отрасли. А сегодня каждый крупный автопроизводитель имеет свой инновационный центр в Калифорнии. Государство простимулировало? Нет, команда людей компании Тесла работала все эти годы увлеченно и сверхинтенсивно вместе с погруженным с головой в бизнес и отлично разбирающимся в деталях бизнеса лидером. Дальше - команда компании передала страсть (прежде всего к финансовому результату и капитализации компании) создания автономного электротранспорта корпорациям.
Те, воспользовавшись доступностью и комфортом экосистемы, пришли в Калифорнию. Так и происходит трансформация отрасли, одна компания показывает – как хоронить устаревшую технологию двигателя внутреннего сгорания, которой уже больше ста лет, и развивать технологии ультрасовременных, удобных, интересных для потребителя электромобилей.
Но если говорить о двигателях прогресса, то ими, скорее, являются не крупные компании, а малые команды. Та же история успеха продукта Тесла – это история не только самой Тесла. Эта история сотен команд, которые работают вокруг корпорации и создают разработки под запросы отрасли. Поэтому и говорят о важности экосистем. Пример - русский физик Валерий Мифтахов, который организовал стартап по производству недорогих простых в эксплуатации электрозаправок, удачно вышел на краудфандинговую площадку, и теперь вместе со своей командой он зарабатывает $3,9млн в год. От разработки и запуска продукта до вхождения в число наиболее успешных развивающихся компаний США прошло всего три года.
Почему наши компании не успевают за технологическим прорывом своих зарубежных конкурентов? Потому что у нас не существует или не развита экосистема из малых и средних компаний, которые могут создавать продуктовую линейку, сопровождающую цифровую трансформацию отрасли. Сам по себе центральный продукт – электромобиль – не выживет, если не будет создана инфраструктура, рыночное окружение для его сервиса и развития.
- К чему может привести отказ страны от участия в конкуренции промышленной революции 4.0?
- К ее полному исчезновению или забвению. В США и Германии руководители используют дополненную реальность в производстве, у нас некоторые руководители еще не знают, что такое САПР. Основной риск экономики при этом - бравурная технологическая надменность руководителей предприятий и регионов - "ну и что, а мы это еще в прошлом веке сделали". А где результат? Где продукты, которые превосходят по характеристикам китайские?
Согласно национальным традициям, всем руководителям с каждого сказанного «ну и что» и «у нас продукты гораздо лучше» без реальных результатов, стоило бы ввести процент депремирования. Пока продукты и сервисы, конкурентные западным и восточным, не будут представлены на рынке, нужно просто запретить руководителям ездить на конференции и форумы, надменно относиться к результатам других компаний и твердить заклинание "а мы все равно лучше". Стоит учиться и развиваться в поте лица, пока хоть что-то не будет получаться, настойчиво и жадно - вот единственный путь к результатам.
Для смягчения последствий изменения климата необходима международная координация
07.11.2025Читать
Форум "Города России: технологии лидерства" в Екатеринбурге
06.11.2025Читать
Количество турпоездок по России достигло четырехлетнего рекорда - за девять месяцев их число увеличилось до 68,9 миллиона...
01.11.2025Читать
Определились полуфиналисты IV Всероссийского конкурса студенческих инициатив
31.10.2025Читать
Анализ нормотворчества за 2024 год
27.10.2025Читать
Туризм ожидает идеальный шторм. Но еще не поздно все исправить
23.10.2025Читать
Стратегия пространственного развития не о том "что делать?", а ответ "где и для кого"
23.10.2025Читать
А у нас автопробег «Дорогами Победы»
21.10.2025Читать
Саудовские туристы проявляют высокий интерес к поездкам в Россию
21.10.2025Читать
ЦСР: 95% китайских туристов, посетивших Россию хотят приехать снова
21.10.2025Читать
В Москве появился первый в России пеший энергомаршрут
16.10.2025Читать
Продолжаем диалоги о креативной экономике
13.10.2025Читать
Туристическая отрасль запускает международный конкурс «Молодые архитекторы туриндустрии»
10.10.2025Читать
Новый цикл ИПР: как регионы будут достигать национальных целей
09.10.2025Читать
В ЦСР состоялся круглый стол по КНД в туристской индустрии
06.10.2025Читать
Инвестиции без границ: в Минске договорились о зеркальных мерах поддержки для бизнеса России и Беларуси
30.09.2025Читать
Центр стратегических разработок обучит продюсированию турпродукта победителей номинации «Больше, чем регион» Всероссийской...
25.09.2025Читать
Каждый четвёртый регион России уже реализует или планирует мероприятия по раннему выявлению рака лёгкого
24.09.2025Читать
Автопробег Москва — Самара завершился, но работа экспертов, регионов и бизнеса продолжается
23.09.2025Читать
Китайские туроператоры заинтересовались турпродуктами Республики Алтай, Алтайского края и Москвы
22.09.2025Читать
Туризм в России: большой разговор на выставке «Отдых-2025»
10.09.2025Читать
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и Центр стратегических разработок будут популяризировать туризм на «гектарах»...
05.09.2025Читать
Центр стратегических разработок объявляет о начале отбора студенческих команд на IV Всероссийский конкурс студенческих инициатив...
01.09.2025Читать
ЦСР выпустил «Индекс ценовой доступности грузовых железнодорожных перевозок в экспортном направлении»
29.08.2025Читать