Цифровизация: возможности и риски территориального развития

24 декабря 2018

Вице-президент ЦСР, руководитель направления «Пространственное развитие» Наталья Трунова объяснила, как цифровая трансформация может отразиться на региональном и городском развитии, какие шаги нужно предпринять, чтобы положительные эффекты от этого процесса были выше.

Невозможно говорить о трансформации без устранения цифрового неравенства и неоднородности доступа к базовой инфраструктуре. По данным Росстата, в 34 регионах России менее 70% домохозяйств имеют широкополосный доступ к интернету. Сейчас в рамках национальных проектов стоит задача ликвидировать этот разрыв. Например, программа «Цифровая экономика» предполагает, что 48 000 образовательных учреждений получат подключение на скорости до 100 Мбит/с для городских школ и до 50 Мбит/с для сельских школ.

Если отдельно говорить о сельских территориях, то сейчас обсуждают оборудование прежде всего школ. Но развитые страны уже давно перешли к другим формам функционирования социальной инфраструктуры на селе. Это могут быть интегрированные культурно-образовательные центры, имеющие также социальные и даже спортивные функции. При этом цифровизация в подобной форме может сформировать новые профессии на селе. Необходимо рассматривать переход на онлайн обучение и введение позиции тьютора, который помогает ученикам в информационном поле.

Еще одной базовой задачей на региональном уровне является цифровая трансформация госуправления. По данным Росстата, в 2016 году за государственными и муниципальными услугами через официальные сайты и порталы обращались всего около 30% граждан в возрасте от 15 до 72 лет, в 2017 году этот показатель достиг 46%. При этом есть регионы лидеры в этом направлении, например, Московская область – 74%, республика Татарстан – 73%, Башкортостан – 70%, а есть большое количество регионов, где уровень цифровизации госуслуг достаточно низкий. Как ни странно, но к таким относятся инновационно активные территории, в которых расположены центры IT-компетенций, например, Санкт-Петербург (34,9%), Новосибирская (23,7%) Томская (34,6%) область, Пермский край (26,7%).

Цифровизация в сфере госуправления должна не только приближать услугу к человеку, но и существенно трансформировать работу органов исполнительной власти – сроки предоставления услуг, количество отказов должны постоянно снижаться. И здесь со стороны регионов должна быть не только исполнительская дисциплина, но и возможность для проведения инициативы по улучшению сервисов, в том числе и тех, что связаны с работой федеральных органов власти.

В настоящее время в РАНХиГС идет программа «Руководитель цифровой трансформации», свыше 200 госслужащих, ответственных за цифровое развитие, уже прошли обучение. Один из базовых запросов региональных представителей – это запрос на постоянную площадку взаимодействия с федеральным центром по вопросам развития цифровой экономики.  Еще один запрос связан с госуслугами – синхронизация работы существующих федеральных государственных информационных систем между собой и с региональными ГИС. Например, у нас есть ГИС по объектам культурного наследия, но, когда министерство культуры устанавливает границы охраны для федеральных объектов, нужно изменить документы муниципального уровня (например, генплан) и только после этого занести это в систему. Все это происходит на одной территории.

Задачи цифровизации должны быть увязаны с трансформацией отдельных секторов региональной или муниципальной систем деятельности. Что больше всего волнует жителей? Медицина, транспорт, образование.

Один из пилотных проектов, который обсуждался нами с Минздравом и рядом регионов, например, был как раз проект по ведению хронических больных, который помимо дистанционного мониторинга состояния здоровья предлагал:


  • Расширенный набор лечебных мероприятий

  • Формирование междисциплинарных групп медицинского персонала

  • Проактивные действия медицинского персонала по результатам мониторинга

  • Разработку индивидуальных планов лечения с обязательствами больных по их выполнению

  • Организацию школ здоровья для выделенных групп больных

  • Формирование экономических стимулов для более интенсивного ведения хронических больных


Безусловно, в данном случае цифровизация меняет подход к системе здравоохранения: с лечения запущенных случаев на профилактическую и предупреждающую модель.

Или, например, развитие общественного транспорта и в отдельных населенных пунктах (особенно средних и крупных городах), и в межмуниципальных перевозках лежит в области цифровизации:


  • Smart-технологии управления движением с приоритетом на общественный транспорт

  • Оптимизация маршрутных сетей в соответствии с данными о потоках

  • Электронные табло и приложения, специальные билетные программы (в том числе действующие в нескольких регионах)

  • Сокращение количества нерегистрируемых поездок до нуля за счет системы электронных платежей


Разумеется, если не будет произведено обновление парка, пересмотр общественных пространств (развитие пешеходных улиц, развитие выделенных полос для общественного транспорта), улучшение качества инфраструктуры, то эффект от цифровизации может быть ровно обратным.

Эти вопросы требуют специального обсуждения с регионами и муниципалитетами. Здесь есть опасность: вложение средств в устаревшие форматы по разным линиям федерального финансирования закрепляет никому уже не нужные схемы взаимодействия. Поэтому совместно с представителями субъектов необходимо обсудить и пересмотреть с точки зрения территориального развития ряд параметров, уже заложенных в программных документах. Иначе сохраняется риск, что цифровизация приведет к территориальным диспропорциям.