ЦСР на Сочинском форуме: расширение экспертной активности

02 октября 2016

На инвестиционном форуме в Сочи в этом году Центр стратегических разработок участвовал в расширенном составе. Его представители – президент ЦСР Павел Кадочников и руководители экспертных направлений Сергей Уткин, Мария Шклярук активно дискутировали на панельных сессиях.

Одной из ключевых тем для инвестиционного форума остается проблема санкционного режима, который осложняет участие иностранных инвесторов в развитии отечественной экономики. Беспокойство иностранных и российских предпринимателей постарался развеять Павел Кадочников, президент ЦСР. На сессии «Последствия экономических ограничений: реализованный потенциал и перспективы обратного разворота» он поделился мнением по поводу санкционного режима и его влияния на экономику России. Как он отметил, на протяжении последних 50-ти лет санкции вводились десятки раз. Обычно со стороны США и Европы в адрес стран Азии, Латинской Америки и Африки. Тем не менее, бизнес, особенно международный, всегда находил возможности для реализации интересов, привлечения финансирования и выстраивания торговых потоков в обход санкций. Поэтому «если экономические интересы сторон являются долгосрочными, то рано или поздно наступает оттепель, санкции снимают, и компании начинают работать в нормальных условиях».

Проблематика санкционной политики почти не затрагивалась на панельной сессии «Россия — Германия: новые форматы сотрудничества в кризисных условиях», в работе которой принял участие руководитель направления «Внешняя политика и безопасность» Сергей Уткин. Перспективы сотрудничества представлялись участникам панельной дискуссии достаточно ясными. Интерес сторон друг к другу очевидно носил взаимный характер. Особо подчеркивалась важность общих для всех, понятных принципов работы на территории Российской Федерации в целом, и в вопросах локализации производства, в частности, для чего может потребоваться дальнейшее разъяснение и оптимизация российского законодательства и практики работы органов власти.

Особенно в сфере контроля и надзора. Именно эта тема обсуждалась на панельной сессии «Между Сциллой и Харибдой: реформа государственного контроля и надзора — между свободой бизнеса и благополучием граждан», в которой приняла участие руководитель направления «Институты и общество» ЦСР Мария Шклярук. Эксперты согласились с тем, что основной задачей в этой сфере является резкое снижение внеплановых проверок предпринимателей и выстраивание новой логики организации проверок. В своем выступлении Мария Шклярук сделала акцент на необходимости укреплять роль судебной системы и механизма судебной защиты прав вместо проведения проверок.

На ожидания российских и международных экспертов и бизнесменов в значительной степени сумел ответить председатель совета ЦСР Алексей Кудрин, который высказал свое мнение по целому спектру вопросов развития страны.

007

На деловом завтраке Сбербанка обсуждались вопросы бюджетной политики. Алексей Кудрин отметил, что сейчас, после снижения цен на нефть, доходы бюджетов снизились и расти будут очень медленно. Но необходимо повышать расходы в самых важных отраслях: образовании, здравоохранении, строительстве инфраструктуры. «Это так называемые продуктивные расходы, они - в качество человека, в его производительность».

Экономист призвал к исполнению «майских» указов Президента, но отметил, что у многих регионов не будет ресурсов для выполнения обязательств и они попадут в ситуацию предбанкротства. В связи с чем предложил отложить, то есть раздвинуть выполнение этих указов. При этом зарплата бюджетникам «должна повышаться не ниже темпов повышения инфляции, то есть сохраняться в реальном выражении та же покупательная способность зарплаты. Более быстрые темпы повышения и доведение до удвоения заработной платы в некоторых специальностях или профессиях по сравнению со средней в регионе заработной платой, мне кажется, вот это можно отодвинуть примерно на два года». Интерес аудиторий вызвало мнение председателя ЦСР о том, что пришла пора дать больше свободы губернаторам в принятии решений и в то же время повысить их ответственность.

Проектный подход в государственном управлении, который обсуждался на панельной сессии с участием председателя правительства Дмитрия Медведева, был поддержан многими участниками. Хотя был скепсис со стороны некоторых бизнесменов. Александр Абрамов, президент Евразхолдинга, отметил, что на этапе разработки проекта есть затраты, которые потом приходится списывать. И если в бизнес-структуре это нормально, то в бюджетной сфере это может вызвать вопросы. Кроме того, проектное управление, которое в некоторой степени противостоит структурно-функциональному, требует значительного участия со стороны первого лица компании, а значит, в государстве – со стороны председателя правительства. Высказывались и иные сомнения. Но в целом преобладало мнение, что проектная система улучшит управляемость нашего государства.

Глава ЦСР подчеркнул, что «мы должны уйти от управления по поручениям к более системной ситуации». По существующим расчетам, если в течение двух лет внедрить систему проектного менеджмента в стране, то количество поручений снизится на 25%, а впоследствии, с ростом качества госуправления, этот показатель может снизиться на 50% на пятилетней горизонте. Необходимо, прежде всего, ориентироваться на те цели и задачи, которые определены как стратегические, а ведомства и министерствам при этом необходимо регулярно сверяться в ходе исполнения этих целей и задач. «Мне кажется, уже сама эта система даст серьезный результат, но только само внедрение, только когда мы поймем, что это именно так работает, а не иначе, то процентов на 20 наша эффективность начнет повышаться. Я думаю, что внедрить эту систему возможно в течение 1,5-2 лет».