ЦСР оценил влияние М-12 Москва — Казань на развитие экономики

21 декабря 2023

Новая трасса протяженностью 800 км позволит сократить время в пути от Москвы до Казани почти вдвое, что окажет значительное влияние на связность всех регионов, по территории которых она проходит. Скоростная автомобильная дорога М-12 «Восток» существенным образом меняет конфигурацию сети федеральных автомобильных дорог европейской России.

Центр стратегических разработок уже несколько лет проводит социально-экономические расчеты для объективной оценки эффектов от реализации тех или иных объектов транспортной инфраструктуры. Благодаря этому мы знаем, как инфраструктурный объект влияет на экономику.

По прогнозам ЦСР новой автодорогой уже в 2024 г. воспользуется 3 млн пассажиров и водителей, потом объемы перевозок будут возрастать и уже к 2030 г. достигнут 8 млн человек ежегодно.

«Каждый из них в среднем получит выигрыш в час сорок минут, потому что большинство будут пользоваться дорогой не для поездок по всей длине до Казани, а на более короткие расстояния», отмечает первый заместитель генерального директора Татьяна Горовая.

Поток транспортных средств по дороге в 2024 г. будет составлять порядка 10 тысяч транспортных средств в сутки, из которых четверть – грузовые. К 2030 г. суточный трафик достигнет 33,5 тысячи автомобилей. Такие объемы перевозок и столь существенная экономия времени приведут к резкому расширению границ и Московской, и Казанской агломераций.

Границей агломерации считаются населенные пункты, из которых можно доехать до центра агломерации менее, чем за 2,5 часа. Благодаря М-12 количество таких населенных пунктов резко возрастет, и в экономическом смысле они начнут работать столь же производительно, как и мегаполисы. Другими словами, дорога обеспечит оживление экономической активности на всем своем протяжении, потому что от любого населенного пункта на трассе до ближайшего крупного города будет менее 2,5 часов езды.

Совокупный экономический эффект от М-12 в ее текущем виде (Москва – Казань) за 20 лет составит 2 трлн рублей в ценах 2022 года. Из них более 1,2 трлн рублей составит эффект непосредственно от эксплуатации дороги, оставшиеся 711 млрд рублей эффекта – это дополнительный заказ на продукции строительной отрасли, который уже внёс свой вклад в рост ВВП России в прошлом и нынешнем году в процессе строительства.

В структуре эффектов от эксплуатации первое место занимает агломерационный эффект, о котором уже была речь выше. За счет роста производительности отраслей экономики благодаря «подключению» населенных пунктов к крупным городам удастся получить более 420 млрд рублей прироста валовой добавленной стоимости. Почти на 360 млрд рублей прирост ВДС обеспечит оператор дороги – ГК «Автодор» за счет своей экономической деятельности.

Около 250 млрд рублей составит эффект экономии времени для пассажиров и грузоотправителей. «Мы рассчитываем, что часть экономии времени пассажиры потратят на работу, а у грузоотправителей возрастет оборачиваемость и снизятся транспортные издержки», отметила Горовая.

Так же Татьяна Горовая отметила эффект для развития туризма. Наличие хорошей и быстрой дороги является одним из факторов, который может сподвигнуть человека поехать в туристическую поездку. Во всех крупных городах уже давно развивается туризм выходного дня, с новой скоростной дорогой у туристов появится больше вариантов, где провести отдых. Мы рассчитываем, что за 20 лет прирост ВДС туристической отрасли благодаря М-12 составит 44 млрд рублей.

Сопоставляя эффекты с затратами, можно определить коэффициент эффективности, который в случае М-12 равен 1,3 рубля эффектов на рубль затрат. Это означает, что несмотря на крупные расходы на строительство дорога является выгодной для экономики. Можно ожидать, что при продлении М-12 дальше на восток размер эффектов будет ещё выше.