ЦСР подготовил обзор утверждённых индикаторов риска по региональным видам контроля

05 июня 2023

Эксперты центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности ЦСР провели анализ региональных практик по разработке индикаторов риска с целью формирования практически ориентированных рекомендаций по совершенствованию риск-ориентированных моделей осуществления региональных видов контроля (надзора).

«Более 50% региональных индикаторов основаны на прямых нарушениях обязательных требований, что сигнализирует о необходимости их срочной корректировки в соответствии с требованиями Закона о контроле. Наша аналитическая работа позволит отраслевым региональным контрольным (надзорным) органам сформировать единое понимание основных принципов разработки индикаторов риска, ознакомиться с лучшими практиками и типовыми ошибками разработки индикаторов риска в своих сферах деятельности», — отмечает заместитель генерального директора, директор центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности ЦСР Константин Никитин.

В периметр анализа попало около 500 региональных индикаторов по 8 видам контроля в 10 субъектах Российской Федерации: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Калининградская область, Кировская область, Мурманская область, Нижегородская область, Омская область, Приморский край, Республика Татарстан.

Методологический подход определён исходя из основных положений 248-ФЗ. Всего сформулированы шесть критериев оценки индикаторов риска:

  • индикатор риска не является фактом нарушения обязательных требований;
  • в формулировке индикатора указывается величина отклонения от нормального состояния объекта контроля;
  • определен источник данных об отклонении;
  • индикатор соответствует виду контроля;
  • индикатор риска не является фактом уже причиненного ущерба в подконтрольной сфере;
  • при разработке индикатора риска не используются элементы «палочной» системы.

В 2022 году доля проведенных проверок по региональным видам контроля на основании индикаторов риска составила менее 0,01%. Это обусловлено как мораторием, так и низким качеством разработанных и утвержденных индикаторов, которые не соответствуют базовым требованиям закона о госконтроле и зачастую неприменимы на практике.

На региональном уровне, охватывающем существенный пласт значимых для государства и общества видов деятельности, отсутствует системный подход к разработке индикаторов риска, что не позволяет выстроить эффективную систему превентивного реагирования на возможности причинения вреда (ущерба).

На текущем этапе развития системы государственного контроля совершенствование индикаторов риска является приоритетным направлением для реализации полноценного перехода контроля (надзора) на риск-ориентированную модель.

Так, в 2023 году при методологической поддержке Минэкономразвития России федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольные (надзорные) функции, планируется утвердить новые индикаторы риска.