ЦСР проанализировал законотворчество в сфере уголовного права за последние два года
18 января 2017
ЦСР публикует исследование, которое показывает объективную картину законотворчества в сфере уголовного права за последние два года. Цифры говорят сами за себя: тенденции скорее очевидны, чем неожиданны.
Если не считать поправок технического характера, за период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2016 года разные субъекты внесли 237 законопроектов по вопросам уголовного правосудия. Большая часть этих инициатив касалась уголовного права, но предлагались и законодательные проекты в области уголовного процесса.
Подтверждается распространенное мнение о «репрессивной» тенденции в законотвочестве - из 140 проектов, направленных на изменения в уголовном праве, 88% предлагали как раз усиление уголовной ответственности, а смягчение – только 12%.
Конечно же, доля законопроектов, которые становятся законами, существенно меньше общего числа законодательных инициатив. Из 237 законопроектов по вопросам уголовного правосудия, законами стали только 42, т.е. чуть более 17%. Главные кандидаты «на вылет», которые отсеивались и отклонялись: проекты явно популистского характера и проекты любых радикальных преобразований.
Процедуры принятия законов корректируют «репрессивные» устремления некоторых законотворцев, но лишь отчасти. Процент принятых инициатив по смягчению уголовного закона вдвое больше, чем процент внесенных ужесточающих инициатив: 29% и 14% соответственно. Но при этом ужесточающие законопроекты вносились в 7 раз чаще, чем смягчающие. В итоге, ужесточающих законов было, к сожалению, принято в три раза больше, чем смягчающих: 17 против 5.
Остается вопрос, кто вносил эти законопроекты.
Цифры из исследования ЦСР говорят сами за себя. К примеру, Верховный Суд РФ внес 4 инициативы (2% от всех), из которых приняли 3 (показатель успешности работы – 75%). Президент РФ внес 7 инициатив (3% от всех), и приняли естественно все 7 (100% успешность). Правительство РФ внесло 24 инициативы (10% от всех), на выходе из Госдумы получило 14 законов (показатель успешности 58%).
У депутатов и сенаторов все наоборот: хотя они внесли львиную долю законопроектов, их показатели успешности низки. Так члены Совета Федерации РФ внесли 39 законопроектов (17%), из которых приняли всего 3 (показатель успешности – скромные 8%). А депутаты Госдумы за два года предложили целых 147 инициатив (61% от всех), но сами же согласились поддержать только 17 (успешность – 12%).
Авторы исследования предполагают, что такая сравнительно низкая результативность депутатов и сенаторов обусловлена тем, что они чаще выступали с популистскими проектами, или выдвигали законопроекты, не находившие достаточной поддержки.
В целом, по мнению авторов исследования, системного характера законопроектная активность в сфере уголовного правосудия не носила. Нестройный хор субъектов законодательной инициативы предлагал свои идеи «кто - в лес, кто – по дрова». Фактически это были точечные, изолированные предложения, не связанные между собой, а иногда и противоречившие друг другу.
Значительное число инициатив представляло собой скорее реакцию на события, вызывавшие общественный резонанс. Естественно, качество подобных инициатив очень низкое. По мнению авторов исследования, значительная часть предложений не учитывали внутренней логики УК РФ и УПК РФ, взаимосвязи уголовного и уголовно-процессуального права с правом конституционным, гражданским и административным. Такие законопроекты весьма поверхностно обоснованы, на доктрины уголовного и уголовно-процессуального права не опираются, эмпирических данных и результатов изучения правоприменительной практики или сравнительно-правового анализа не содержат. И поэтому после обсуждения «отправляются в корзину» - на страже российского законотворчества все же стоят юристы-профессионалы. Качество отзывов, которые готовят Правительство РФ, Верховный Суд РФ, а также качество заключений Правового управления Государственной Думы РФ, отмечают исследователи, очень высокое. Наиболее детальные и качественные отзывы дает Верховный Суд РФ.
Для полноты картины два нюанса: за два года было внесено 12 законопроектов, которые в той или иной степени были направлены на усиление процессуальных позиций адвокатов-защитников. Авторы исследования ЦСР трактуют появление такого количества подобных инициатив как свидетельство признания проблемы неравенства стороны защиты по сравнению со стороной обвинения в уголовном процессе. Увы, ни одно из этих предложений не стало законом. Справедливости ради надо сказать, что в закон не превратилось и ни одно из предложений по расширению полномочий прокуратуры.
Похожая картина с инициативами, призванными решить проблему избыточного использования меры пресечения в виде помещения под стражу. 12 законопроектов в той или иной степени были направлены на ограничение использования мер пресечения, но законом стал лишь один из них.
С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь:
Регуляторная гильотина стала постоянно работающим механизмом
19.05.2025Читать
Павел Смелов: «В ближайшее время нам предстоит столкнуться с новыми формами занятости»
19.05.2025Читать
ЦСР ожидает роста числа интуристов в России на 10-12% по итогам 2025 года
16.05.2025Читать
Завершился прием заявок на Международный конкурс «Россия твоими глазами!»
16.05.2025Читать
Эксперты определили 10 ключевых типов инфраструктуры для развития креативных индустрий
15.05.2025Читать
Объем рынка СУБД к 2031 году превысит 251 млрд рублей
15.05.2025Читать
ЦСР запустил новые образовательные программы
13.05.2025Читать
К 80-летию Победы вышли в свет статистический сборник «Цифры Победы» и каталог туристических маршрутов «Путь Героя»
05.05.2025Читать
ЦСР помог регионам расширить сотрудничество с Китаем в сфере туризма
29.04.2025Читать
Индекс шашлыка
27.04.2025Читать
Россия представляет в Китае турпотенциал под брендом Discover Russia
25.04.2025Читать
Татьяна Горовая: Будущее транспортной системы в развитии беспилотных систем и цифровизации
24.04.2025Читать
Безопасность перевозок повысят за счет новых технологий и ИИ
23.04.2025Читать
ЦСР рассказал в Совфеде о финансовых механизмах решения транспортных задач
18.04.2025Читать
Индекс «Пасхи-2025»
17.04.2025Читать
ЦСР призвал бизнес подключаться к развитию автомаршрутов в регионах «Золотого кольца России»
16.04.2025Читать
В ЦСР эксперты обсудили регулирование процесса заключения соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных...
15.04.2025Читать
ЦСР рассказал о социально-экономических эффектах от реализации 15 проектов ГЭС
09.04.2025Читать
ЦСР подготовил обзор проверок по индикаторам риска в рамках региональных видов контроля за 2024 год
07.04.2025Читать
Центр стратегических разработок провёл первое в России исследование рынка NGFW-решений для защиты от сетевых киберугроз...
03.04.2025Читать
ЦСР и Минэкономразвития РФ представили субъектам РФ новые целевые туристические рынки
20.03.2025Читать
ЦСР выпустил обзор «Валидаторы и верификаторы климатических проектов»
20.03.2025Читать
ЦСР подписал соглашения о развитии туризма с аэропортами Краснодарского края и Алтайским краем
19.03.2025Читать
Общее количество туристических поездок по России в 2024 г. превысило 120 млн.
17.03.2025Читать