ЦСР: регуляторный ответ России на вызовы пандемии отличается от практики большинства стран

01 июня 2020

Быстрая корректировка условий исполнения контрактов, адресная финансовая поддержка для сохранения бизнеса, открытая бухгалтерия и индивидуальный подход – методы, задействованные в сфере публичных закупок и инфраструктуры большинством стран в период COVID-19.

27 мая Директорат публичных закупок и инфраструктуры Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провел первый международный вебинар из серии онлайн мероприятий, целью которых является консолидация опыта управления экономикой в условиях пандемии. Внимание было сфокусировано на сегменте государственно-частных соглашений по строительству и содержанию инфраструктурных объектов. Как правило, они проектируются, строятся и управляются в рамках публичных закупок.

В обсуждении приняли участие представители более чем 40 стран. В пул приглашенных экспертов вошла и руководитель направления ЦСР по контрактной деятельности и комплаенс-стандартам Ольга Анчишкина.

По мнению участников вебинара, в условиях пандемии главными рисками устойчивого функционирования инфраструктуры и предоставления жизненно важных услуг стали: задержки в исполнении контрактов и движении товаров по цепочкам поставок; банкротство компаний; общий спад экономики.

В ответ большинство стран прибегли к глубокой реорганизации контрактных отношений. Самыми востребованными инструментами для этого стали:

  • переговоры между сторонами контрактов и участниками цепочек поставок (отметили 68% респондентов – участников вебинара);
  • применение положений контрактов о форс мажоре (43% соответственно);
  • распределение рисков (42% соответственно).

Для российской контрактной системы это «дважды неожиданные» результаты. «Во-первых, гибкое закупочное законодательство позволило заказчикам оперативно корректировать индивидуальные условия ранее заключенных контрактов, правовых препятствий к этому не возникло. Отдельных правительственных или законодательных решений не потребовалось также и для того, чтобы в условиях пандемии проводить новые закупки», -- сообщила Ольга Анчишкина.

«Во-вторых, именно диалог сторон стал основой для поддержки нормальной экономической активности в сфере публичных закупок. В частности, форс мажор, как метод, не получил широкого применения. Так, по мнению большинства закупщиков, нет никакой экономической и социальной ценности в том, чтобы приостанавливать исполнение контрактов на период форс мажора. Бесперебойное оказание услуг является приоритетом. Правильнее исходить из того, что частные компании, оказывающие жизненно важные услуги, «вошли» в состав публичного сектора и столь же важны для страны, как другие его участники, включая ведомства», -- добавила руководитель направления ЦСР по контрактной деятельности и комплаенс-стандартам.

По ее словам, действующие положения по форс мажору написаны не под COVID-19. Они предназначены для иных ситуаций и не рассчитаны на действия сторон при пандемии.

И, наконец, допуск коллапсов в исполнении контрактов способен привести к остановке денежного потока, банкротству компаний, развалу цепочек поставок, что обернется гораздо большими потерями для общества. Сохранение рабочих мест, выплата заработной платы, финансирование субконтрактов – эти задачи приоритетны в контрактных отношениях при пандемии.

Гибкость законодательства и проактивное сотрудничество заказчиков и поставщиков предопределили широкое распространение следующих методов, не имеющих аналогов в российской закупочной системе, констатировала Анчишкина.

Заказчикам рекомендовано продолжить финансирование контрактов вне зависимости от их фактического исполнения. Заказчики сами выбирают приемлемые способы платежей: авансирование; предварительная оплата текущих заказов; оплата заказов будущих периодов; оплата промежуточных этапов; оплата без выставления поставщиками счетов.

Как правило, распорядители бюджетных средств запрещают заказчикам платить вперед, до того, как это необходимо сделать согласно правилам и контрактным условиям. При пандемии страны приняли послабления финансовой дисциплины. К примеру, Великобритания разрешила производить такие оплаты без предварительного согласования Казначейства в объеме до 25% стоимости контракта вплоть до конца июня 2020 г.

В том случае, если условиями контракта предусмотрена оплата по результатам, ее возможно осуществлять из расчета среднемесячной выплаты за предшествующий период.

От заказчиков требуется моментально оплачивать счета, выставленные поставщиками. Сверка занимает время, а приоритетом является сохранение рабочих мест, бизнеса, субподрядчиков, денежного потока в экономике.

Ответом поставщиков на ситуацию и усилия по сохранению бизнеса является перевод их бухгалтерии на принципы «открытой книги». Поставщики полностью открывают перед заказчиками сведения о том, как они расходуют полученные денежные средства.

Если риск неплатежеспособности того или иного поставщика сохраняется, то описанные выше общие рекомендации заказчик дополняет индивидуальными решениями, подходящими к конкретной ситуации.

По мнению участников вебинара, практика показала обоснованность выбранных большинством стран способов реакции на COVID-19. К примеру, строительные компании Японии на пике в период с 23 по 30 апреля остановили по финансово-экономическим причинам только 4% стройплощадок за рубежом. К 15 мая показатель снизился до 2%.

Относительно будущего спроса большинство считает, что пока рано давать прогнозы, каково будет его «приземление». Частный сектор готов представить новые модели пространственного, инженерно-технического и архитектурного планирования, сервисного наполнения, операционного функционирования и экономики объектов инфраструктуры после пандемии.