Уголовная политика: дорожная карта 2017-2025 гг.
05 апреля 2017
В фокусе нашей работы по подготовке Стратегии развития России на период 2018–2024 года находятся институциональные изменения, необходимые для экономического роста. Среди важных факторов, влияющих на инвестиционный климат в России, нередко называют работу судебной и правоохранительной систем. Особенно часто упоминают так называемое силовое давление на бизнес, то есть уголовное преследование предпринимательской деятельности. Однако недостатки механизмов уголовного преследования не исчерпываются негативным влиянием на бизнес, они шире и затрагивают разные социальные группы.
По мнению Александра Александровича Аузана, руководителя подгруппы «Институты и общество» рабочей группы «Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост» Экономического совета при Президенте РФ, в России тюрьма — наряду со школой и армией — стала одним из институтов, влияющих на социокультурные установки россиян. Эти установки, в свою очередь, предопределяют готовность нашего общества к инновационному и технологическому развитию. «Тюремная» субкультура с инновационным развитием не совместима.
Развиваясь во многих других сферах, Россия практически не движется в сторону снижения числа заключенных и ресоциализации лиц, совершивших преступления. Мы по-прежнему на 8 месте в мире и на 1-м в Европе по числу заключенных на 100 000 населения. При этом у нас высокий рецидив преступлений. Эти два факта связаны между собой: более чем 55% заключенных находятся в зоне криминологического «невозврата» поскольку их срок лишения свободы превышает 5 лет, что практически исключает возможность реинтеграции в нормальную жизнь; еще 23% заключенных, отбывающих срок от 3 до 5 лет, рискуют оказаться в зоне невозврата.
Попытки задать другие векторы работы с правонарушителями и с профилактикой преступлений оказываются не успешны, не в последнюю очередь из-за того, что цели, заявленные в концептуальных документах, не обеспечены инструментами реализации. Например, Концепция развития уголовно-исполнительной системы в качестве одной из целей называет сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам. При этом госпрограмма «Юстиция», в которую включены мероприятия, касающиеся сферы исполнения уголовных наказаний, не предполагает конкретных шагов по организации социальной адаптации заключенных, не говоря уже о постпенитенциарной работе с освободившимися. Как и в других сферах, стратегические цели оказываются рассинхронизированы с текущими задачами и целями, на которые направляются ресурсы.
Развитие практики уголовного преследования зависит от разных факторов. Не последнее место занимают уголовное и уголовно-процессуальное право, определяющие, что считается преступлением и какие меры реагирования должны применяться в случае выявления преступлений. В последние годы специалисты все чаще и чаще говорят о том, что законотворчество в сфере уголовного и уголовно-процессуального права носит хаотичный характер. Во многом это связано с отсутствием уголовной политики — долгосрочного видения целей, которые государство собирается достичь с помощью уголовного права в области контроля преступности. Авторы публикуемого нами доклада сделали несколько важных шагов к тому, чтобы такая уголовная политика появилась.
Во-первых, проведенное составителями доклада обобщение мнений о состоянии уголовного права и борьбе с преступностью показало, что проблема отсутствия последовательной уголовной политики осознается практически всеми. Такое признание — первый шаг для начала работы по формированию уголовной политики.
Во-вторых, опираясь на статистику назначения наказаний, авторы демонстрируют избыточную репрессивность уголовного закона.
Лишение свободы условно или реально назначается в качестве наказания 60% осужденных.
Частота выбора этого наказания, равно как и сроки лишения свободы, обусловлены содержанием уголовного кодекса. Авторы подчеркивают, что репрессивность уголовного закона может быть снижена без ущерба для таких целей уголовного наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предотвращение совершения новых преступлений.
В-третьих, проанализировав современное состояние законодательства, авторы показывают, что в результате более сотен поправок в Уголовный кодекс, уголовное право потеряло свою системность и перестало служить четким руководством для правоприменителя и общества в целом.
Есть преступления, за которые судья может выбирать наказание от 2 месяцев до 15 лет лишения свободы, то есть степень опасности деяния обозначена слабо. Штрафы за преступление могут быть от 3 000 рублей, а за административные правонарушения — несколько сотен тысяч рублей, что также смешивает представления об общественной опасности преступлений и правонарушений, возвращая в дискуссию возможность введения конструкции уголовного проступка.
Авторы доклада предлагают провести систематизацию уголовного закона, то есть уточнение круга деяний, относимых к преступным, повышение точности дефиниций преступных деяний.
Авторы не выступают с конкретными предложениями по внесению поправок в уголовный кодекс. Однако они обозначают векторы развития уголовной политики, а также возможные варианты их практической реализации. Тем самым дается основа для содержательного обсуждения, какой именно должна быть уголовная политика в России, как отвечать на новые виды общественно опасных деяний, возникающие при переходе к новому технологическому укладу, как наказывать насильственные и ненасильственные преступления и как реализовать более гуманистическую политику, направленную на ресоциализацию людей, обеспечив при этом безопасность общества.
Публикуя этот доклад, мы рассчитываем на начало конструктивной дискуссии, в результате которой будет сформулирована уголовная политика, отвечающая задачам развития России.
С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь:
Регуляторная гильотина стала постоянно работающим механизмом
19.05.2025Читать
Павел Смелов: «В ближайшее время нам предстоит столкнуться с новыми формами занятости»
19.05.2025Читать
ЦСР ожидает роста числа интуристов в России на 10-12% по итогам 2025 года
16.05.2025Читать
Завершился прием заявок на Международный конкурс «Россия твоими глазами!»
16.05.2025Читать
Эксперты определили 10 ключевых типов инфраструктуры для развития креативных индустрий
15.05.2025Читать
Объем рынка СУБД к 2031 году превысит 251 млрд рублей
15.05.2025Читать
ЦСР запустил новые образовательные программы
13.05.2025Читать
К 80-летию Победы вышли в свет статистический сборник «Цифры Победы» и каталог туристических маршрутов «Путь Героя»
05.05.2025Читать
ЦСР помог регионам расширить сотрудничество с Китаем в сфере туризма
29.04.2025Читать
Индекс шашлыка
27.04.2025Читать
Россия представляет в Китае турпотенциал под брендом Discover Russia
25.04.2025Читать
Татьяна Горовая: Будущее транспортной системы в развитии беспилотных систем и цифровизации
24.04.2025Читать
Безопасность перевозок повысят за счет новых технологий и ИИ
23.04.2025Читать
ЦСР рассказал в Совфеде о финансовых механизмах решения транспортных задач
18.04.2025Читать
Индекс «Пасхи-2025»
17.04.2025Читать
ЦСР призвал бизнес подключаться к развитию автомаршрутов в регионах «Золотого кольца России»
16.04.2025Читать
В ЦСР эксперты обсудили регулирование процесса заключения соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных...
15.04.2025Читать
ЦСР рассказал о социально-экономических эффектах от реализации 15 проектов ГЭС
09.04.2025Читать
ЦСР подготовил обзор проверок по индикаторам риска в рамках региональных видов контроля за 2024 год
07.04.2025Читать
Центр стратегических разработок провёл первое в России исследование рынка NGFW-решений для защиты от сетевых киберугроз...
03.04.2025Читать
ЦСР и Минэкономразвития РФ представили субъектам РФ новые целевые туристические рынки
20.03.2025Читать
ЦСР выпустил обзор «Валидаторы и верификаторы климатических проектов»
20.03.2025Читать
ЦСР подписал соглашения о развитии туризма с аэропортами Краснодарского края и Алтайским краем
19.03.2025Читать
Общее количество туристических поездок по России в 2024 г. превысило 120 млн.
17.03.2025Читать