В поисках нормы
29 сентября 2017
В ЦСР обсудили блок предложений по регуляторной политике в стратегию развития РФ на 2018-2024 годы.
В НИУ ВШЭ при участии экспертов фонда, представителей бизнес-сообщества и органов власти прошел круглый стол, посвященный вопросам регуляторики.
Сегодня одним из ключевых препятствий в социально-экономическом развитии страны является действующая система нормативного правового регулирования общественных отношений, которая характеризуется избыточностью и постоянным ростом количества и объема требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами (НПА). «Тема эта важная. Последние рейтинги глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) возвращают нас к вопросам правоприменения, дерегулирования в стране», - высказал мнение директор центра оценки регулирующего воздействия ВШЭ Даниил Цыганков. Как сообщили СМИ, в этом году Россия в данном рейтинге поднялась с 43 на 38 место из 137, однако один из базовых показателей, влияющих на деловой климат – качество институтов - остается на крайне низком уровне (83 место). «Здесь у нас есть, с одной стороны, проблемы, а с другой стороны – потенциал роста», - заявил Даниил Цыганков.
Как говорится в документах к мероприятию, российскую систему отличает отсутствие эффективных механизмов контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в сфере нормативного правого регулирования и системной оценки эффективности самого регулирования, позволяющей не только ограничить рост регуляторной нагрузки, но и сокращать ее значимым образом. Для решения этой проблемы необходима реализация комплекса мер, считают эксперты фонда. В качестве одной из ключевых мер ЦСР предлагает создать постоянно действующий центральный орган по дерегулированию для реализации «быстрой процедуры» отмены избыточного неэффективного («тормозящего») регулирования. Предполагается, что он сможет отменять акты ведомств и правительства, а также инициировать их изменение.
«Курс дерегулирования, который предлагает ЦСР, должен идти в двух направлениях», - сообщила вице-президент центра Мария Шклярук. Первый связан с тем, что называется «точками торможения» – это те нормы права и практика нормоприменения, которые мешают разрешению жизненных ситуаций и всерьез усложняют действия, которые могли бы быть совершены наиболее простым и эффективным образом. Это направление связано с пробелами в регулировании и избыточными нормами, сообщила Мария Шклярук.
В данный момент ЦСР вместе с правовой системой «Гарант» запускает совместный проект по выявлению такого рода «точек торможения» правого регулирования. В рамках проекта будет проведен онлайн-опрос представителей бизнеса и юридического сообщества, а также других экспертов для выяснения их предложений по отмене или корректировке конкретных юридических норм. Затем ЦСР планирует собрать юристов и экономистов, выдать им предложения, которые поступили, и показать, как на основании этих принципов могли бы выглядеть решения центрального органа по дерегулированию. Задача – проиллюстрировать, как этот механизм может работать.
Следующее направление связано с сокращением и оптимизацией функций федеральных органов исполнительной власти – данные предложения разрабатываются совместно с ВШЭ. Среди них - введение единого реестра функций и полномочий органов федеральной власти. Это должно привести к сокращению числа функций в 2024 году не менее, чем на 30% от первоначально учтенных в реестре. К этому должна привести, в том числе, полная автоматизация процессов.
После оптимизации и отмены избыточных функций и полномочий следует переходить к механизму регулярного пересмотра состава функций, изменению состава штата и численности персонала, к ним привязанных. «Здесь мы исходим из того, что если будет просто осуществлено сокращение функционала, то оно не повлечет за собой то сокращение расходов на государственный аппарат, которое необходимо осуществить в следующем году. Соответственно, мы предлагаем в введение принципов риск-оринтированного нормотворчества", - добавила Шклярук.
Директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин отметил, что его ведомство поддерживает ЦСР. «Многое из того, что прозвучало, уже предлагалось, но по разным причинам не было реализовано. С другой стороны, возможно, именно сейчас открылось то окно возможностей, когда все предложения по дерегулированию должны быть собраны вместе и предложены как некий рецепт борьбы «со злом», - образно выразился Вадим Живулин. Он выразил надежду, что благодаря усилиям коллег удастся задуманное до реализации. По словам Живулина, процедуры оценки регулирующего воздействия ОВР уже позволили в 2016 году исключить введение требований для бизнеса, которые могли увеличить финансовую нагрузку на 3,2 трлн рублей.
Президент Всероссийской ассоциации рабохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспертеров Герман Зверев, в свою очередь, отметил, что регуляторная политика должна рассматриваться в двух плоскостях: первая – это инструмент оценивания предлагаемых экономических решений, вторая – разъяснительная, образовательная функция, обучение предпринимательского сообщества профессиональным навыкам оценки предлагаемых законодательных решений, «оцифровки» их экономических последствий.
В результате реализации предлагаемого комплекса мер к 2024 году предлагается выйти на рубежи интегрированной регуляторной политики. Речь идет о создании современного нормотворческого процесса, включающего передовые инструменты регуляторной политики, обоснованное (доказательное) регулирование, широкое вовлечение адресатов регулирования в оценку воздействия на протяжении всего «жизненного цикла» НПА, повышение к правовой системе страны.
В Москве прошла церемония награждения премии «Горы России»
14.11.2025Читать
Определены финалисты первой Всероссийской премии «Больше, чем путешествие»
12.11.2025Читать
Большая Сибирь и Арктика: транспорт как основа устойчивого развития регионов
10.11.2025Читать
Для смягчения последствий изменения климата необходима международная координация
07.11.2025Читать
Форум "Города России: технологии лидерства" в Екатеринбурге
06.11.2025Читать
Количество турпоездок по России достигло четырехлетнего рекорда - за девять месяцев их число увеличилось до 68,9 миллиона...
01.11.2025Читать
Определились полуфиналисты IV Всероссийского конкурса студенческих инициатив
31.10.2025Читать
Анализ нормотворчества за 2024 год
27.10.2025Читать
Туризм ожидает идеальный шторм. Но еще не поздно все исправить
23.10.2025Читать
Стратегия пространственного развития не о том "что делать?", а ответ "где и для кого"
23.10.2025Читать
А у нас автопробег «Дорогами Победы»
21.10.2025Читать
Саудовские туристы проявляют высокий интерес к поездкам в Россию
21.10.2025Читать
ЦСР: 95% китайских туристов, посетивших Россию хотят приехать снова
21.10.2025Читать
В Москве появился первый в России пеший энергомаршрут
16.10.2025Читать
Продолжаем диалоги о креативной экономике
13.10.2025Читать
Туристическая отрасль запускает международный конкурс «Молодые архитекторы туриндустрии»
10.10.2025Читать
Новый цикл ИПР: как регионы будут достигать национальных целей
09.10.2025Читать
В ЦСР состоялся круглый стол по КНД в туристской индустрии
06.10.2025Читать
Инвестиции без границ: в Минске договорились о зеркальных мерах поддержки для бизнеса России и Беларуси
30.09.2025Читать
Центр стратегических разработок обучит продюсированию турпродукта победителей номинации «Больше, чем регион» Всероссийской...
25.09.2025Читать
Каждый четвёртый регион России уже реализует или планирует мероприятия по раннему выявлению рака лёгкого
24.09.2025Читать
Автопробег Москва — Самара завершился, но работа экспертов, регионов и бизнеса продолжается
23.09.2025Читать
Китайские туроператоры заинтересовались турпродуктами Республики Алтай, Алтайского края и Москвы
22.09.2025Читать
Туризм в России: большой разговор на выставке «Отдых-2025»
10.09.2025Читать