В поисках нормы

29 сентября 2017

В ЦСР обсудили блок предложений по регуляторной политике в стратегию развития РФ на 2018-2024 годы.

В НИУ ВШЭ при участии экспертов фонда, представителей бизнес-сообщества и органов власти прошел круглый стол, посвященный вопросам регуляторики.

Сегодня одним из ключевых препятствий в социально-экономическом развитии страны является действующая система нормативного правового регулирования общественных отношений, которая характеризуется избыточностью и постоянным ростом количества и объема требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами (НПА). «Тема эта важная. Последние рейтинги глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) возвращают нас к вопросам правоприменения, дерегулирования в стране», - высказал мнение директор центра оценки регулирующего воздействия ВШЭ Даниил Цыганков. Как сообщили СМИ, в этом году Россия в данном рейтинге поднялась с 43 на 38 место из 137, однако один из базовых показателей, влияющих на деловой климат – качество институтов - остается на крайне низком уровне (83 место). «Здесь у нас есть, с одной стороны, проблемы, а с другой стороны – потенциал роста», - заявил Даниил Цыганков.

Как говорится в документах к мероприятию, российскую систему отличает отсутствие эффективных механизмов контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в сфере нормативного правого регулирования и системной оценки эффективности самого регулирования, позволяющей не только ограничить рост регуляторной нагрузки, но и сокращать ее значимым образом. Для решения этой проблемы необходима реализация комплекса мер, считают эксперты фонда. В качестве одной из ключевых мер ЦСР предлагает создать постоянно действующий центральный орган по дерегулированию для реализации «быстрой процедуры» отмены избыточного неэффективного («тормозящего») регулирования. Предполагается, что он сможет отменять акты ведомств и правительства, а также инициировать их изменение.

«Курс дерегулирования, который предлагает ЦСР, должен идти в двух направлениях», - сообщила вице-президент центра Мария Шклярук. Первый связан с тем, что называется «точками торможения» – это те нормы права и практика нормоприменения, которые мешают разрешению жизненных ситуаций и всерьез усложняют действия, которые могли бы быть совершены наиболее простым и эффективным образом. Это направление связано с пробелами в регулировании и избыточными нормами, сообщила Мария Шклярук.

В данный момент ЦСР вместе с правовой системой «Гарант» запускает совместный проект по выявлению такого рода «точек торможения» правого регулирования. В рамках проекта будет проведен онлайн-опрос представителей бизнеса и юридического сообщества, а также других экспертов для выяснения их предложений по отмене или корректировке конкретных юридических норм. Затем ЦСР планирует собрать юристов и экономистов, выдать им предложения, которые поступили, и показать, как на основании этих принципов могли бы выглядеть решения центрального органа по дерегулированию. Задача – проиллюстрировать, как этот механизм может работать.

Следующее направление связано с сокращением и оптимизацией функций федеральных органов исполнительной власти – данные предложения разрабатываются совместно с ВШЭ. Среди них - введение единого реестра функций и полномочий органов федеральной власти. Это должно привести к сокращению числа функций в 2024 году не менее, чем на 30% от первоначально учтенных в реестре. К этому должна привести, в том числе, полная автоматизация процессов.

После оптимизации и отмены избыточных функций и полномочий следует переходить к механизму регулярного пересмотра состава функций, изменению состава штата и численности персонала, к ним привязанных. «Здесь мы исходим из того, что если будет просто осуществлено сокращение функционала, то оно не повлечет за собой то сокращение расходов на государственный аппарат, которое необходимо осуществить в следующем году. Соответственно, мы предлагаем в введение принципов риск-оринтированного нормотворчества", - добавила Шклярук.

Директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин отметил, что его ведомство поддерживает ЦСР. «Многое из того, что прозвучало, уже предлагалось, но по разным причинам не было реализовано. С другой стороны, возможно, именно сейчас открылось то окно возможностей, когда все предложения по дерегулированию должны быть собраны вместе и предложены как некий рецепт борьбы «со злом», - образно выразился Вадим Живулин. Он выразил надежду, что благодаря усилиям коллег удастся задуманное до реализации. По словам Живулина, процедуры оценки регулирующего воздействия ОВР уже позволили в 2016 году исключить введение требований для бизнеса, которые могли увеличить финансовую нагрузку на 3,2 трлн рублей.

Президент Всероссийской ассоциации рабохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспертеров Герман Зверев, в свою очередь, отметил, что регуляторная политика должна рассматриваться в двух плоскостях: первая – это инструмент оценивания предлагаемых экономических решений, вторая – разъяснительная, образовательная функция, обучение предпринимательского сообщества профессиональным навыкам оценки предлагаемых законодательных решений, «оцифровки» их экономических последствий.

В результате реализации предлагаемого комплекса мер к 2024 году предлагается выйти на рубежи интегрированной регуляторной политики. Речь идет о создании современного нормотворческого процесса, включающего передовые инструменты регуляторной политики, обоснованное (доказательное) регулирование, широкое вовлечение адресатов регулирования в оценку воздействия на протяжении всего «жизненного цикла» НПА, повышение к правовой системе страны.