Валютный учет, но не контроль

14 марта 2018

В январе 2018 года с новой силой разгорелась дискуссия: целесообразна ли отмена «валютного контроля»? Доклад, подготовленный совместно с экспертами ЦСР, РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ, представляет анализ существующих международных практик и российского опыта в области валютного регулирования. В результате исследования авторы доклада пришли к выводу о необходимости серьезной либерализации существующих ограничений вплоть до отмены требования репатриации валютной выручки и установления открытого режима использования зарубежных счетов.

Действующее в России валютное регулирование уходит корнями еще в советский период, когда государство имело исключительное право на совершение операций с валютными ценностями. Сегодня, несмотря на частичную либерализацию валютного регулирования и контроля, в России по-прежнему сохраняются существенные ограничения.

В отличие от зарубежных стран у нас эти ограничительные нормы валютного регулирования носят постоянный характер, в то время как в зарубежных юрисдикциях они применяется только в период кризиса.

На данный момент мы можем говорить о двух наиболее серьезных валютных ограничениях, прописанных в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», которые не применяются в развитых странах и являются источником проблем как для физических, так и для юридических лиц - валютных резидентов РФ.

Первое – это требование репатриации валютной выручки. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны возвращать в уполномоченные банки в России средства, получение которых предусмотрено внешнеэкономическими договорами. Требование репатриации снижает конкурентоспособность российского бизнеса по сравнению с корпорациями стран-членов ОЭСР.

Второе ограничение – это закрытый перечень операций по зарубежным счетам. Перечень разрешенных операций достаточно узок: определены 6 разрешенных операций для всех категорий резидентов, 12 операций – для физических лиц и всего 5 операций – для юридических лиц. Это сильно затрудняет использование зарубежных счетов российскими компаниями и гражданами. Вместе с тем, органы и агенты валютного контроля не имеют реальной возможности контролировать соблюдение ограничений по зарубежным счетам в условиях отсутствия действенных инструментов международного обмена информацией. Помимо этого, существуют и другие проблемы, которые оказывают давление на валютных резидентов.

С учетом описанных проблем, вызываемых неоправданными ограничениями для российских граждан и юридических лиц, эксперты ЦСР подготовили ряд предложений, призванных исправить ситуацию.
На первом этапе предполагается устранить ключевые барьеры валютного регулирования, которые препятствуют внешнеэкономической деятельности российских предпринимателей. Для этого необходимо выполнить следующие мероприятия:

1. Разработать поправки в законодательство, направленные на отмену требования репатриации и установление открытого режима использования зарубежных счетов.

2. Подготовить предложения, направленные на устранение запрета на валютные операции между резидентами с установлением запрета в ГК РФ на использование иностранной валюты в качестве платежного средства на территории РФ.

3. Для обеспечения безопасности трансграничного движения капитала необходимо дополнить перечень необычных сделок в Приказе Росфинмониторинга №103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» 2009 г. в соответствии со стандартами ФАТФ. В частности, включить в него случаи, когда отгруженный товар соответствует определению товара с «повышенным риском отмывания денег» – используются многократно исправляемые или часто продлеваемые аккредитивы и пр.

4. Развивать информационное взаимодействие таможенных органов и подразделений финансовой разведки внутри страны – оперативно обмениваться информацией в случае подозрений о правонарушениях и создавать условия взаимного доступа к информационным базам ФТС и Росфинмониторинга.

5. Подготовить предложения, направленные на перенос норм об уведомлении и отчетности по зарубежным счетам в НК РФ для целей налогового контроля (для налоговых резидентов), аналогично странам-членам ОЭСР.

На втором этапе, в 2019-2020 гг. целесообразно отменить требование подачи отчетности лицами, счета которых находятся в странах автоматического обмена информацией с Россией в соответствии с CRS MCAA. Также на втором этапе предполагается полностью отказаться от ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», перенеся необходимый понятийный аппарат в другое законодательство.

Предлагаемая трансформация валютного регулирования позволит отказаться от устаревших валютных ограничений, ставших анахронизмом во всех развитых странах, что приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности в России.

Более подробно с предложениями наших экспертов можно ознакомиться в докладе.

002