Вице-президент ЦСР: ВСМ Москва - Санкт-Петербург — это импульс для РФ в части перехода на экологичный вид транспорта

05 февраля 2021

Вице-президент ЦСР Татьяна Горовая 4 февраля приняла участие в заседании дискуссионного клуба «Открытый разговор», где выступила с докладом: «Факты и прогнозы: окупит ли запуск ВСМ затраты на строительство магистрали? Финансовые, технические, экологические особенности проекта?».

Мероприятие было организовано журналом «РЖД Партнер».

В своем выступлении Татьяна Горовая отметила, что из-за неготовности проектной документации на весь маршрут ВСМ Москва – Санкт-Петербург есть риск увеличения стоимости проекта, а чтобы он стал экономически успешным, необходимо выполнить определенные условия.

«Что касается окупаемости проекта, это возможно при условии нескольких «но». Необходимы вклад государства в виде прямого финансирования, налоговые льготы и иные преференции. Следует понимать, что самые дорогие участки — это вход и выход из Москвы и Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что есть понимание, как пройдет маршрут, пока нет готовой проектной документации на весь маршрут, существует риск, что стоимость проекта может возрасти», — рассказала вице-президент ЦСР.

По ее словам, самыми важными составляющими проекта являются объем затрат, планируемый пассажиропоток и тариф, так как значимая часть вложенных средств подлежит возврату, при этом в проекте есть риски недобора пассажиропотока. «После запуска «Сапсана» из Москвы в Тверь и обратно, не так много людей пользовались и пользуются этим видом транспорта, выбирая более дешевые электрички. Другими словами, для того чтобы пассажир ежедневно ездил по ВСМ Москва-Санкт-Петербург, необходим достаточно низкий тариф. Но при низком тарифе «не сойдется» экономика», — отметила эксперт.

«Есть и благоприятные факторы – например, ВСМ планируют построить с заходом в Великий Новгород, что будет генерировать пассажиропоток и способствовать развитию туризма. Нельзя забывать и о том, что мы создаем собственную инфраструктуру и собственный поезд. Можно будет говорить об экспорте подвижного состава. Безусловно, это весомый вклад в развитие нашей промышленности. Кроме того, сейчас все говорят о том, что надо переходить на экологический транспорт, сокращать выбросы в окружающую среду. И ВСМ – это как-раз тот импульс в развитии нашей страны в части перехода на экологичный вид транспорта», — считает Горовая.

«Возникает много вопросов и рисков, нужен или не нужен проект, будет или не будет окупаем, но также хочется вспомнить, что когда-то и «Сапсаны» «раскачивались» и маршрут обкатывался. И изначально тоже на чашу весов были положены высокие затраты и будущие эффекты. Тем не менее, мы видим, что «Сапсан» эксплуатируется достаточно эффективно. Мы считаем, что за ВСМ большое будущее», — заключила эксперт.