Влияние плановых проверок на деятельность организаций

20 декабря 2016

ДАНА ПЕРВАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Москва — 20 декабря 2016 г.

Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге при поддержке Центра стратегических разработок подготовил аналитическую записку «Влияние плановых проверок на деятельность организаций».

Записка стала результатом пилотного исследования, проведенного Институтом на данных о плановых проверках 2010-2014 гг. из шести регионов РФ, которым подверглись свыше 100 тыс. юридических лиц. Исследование ответило на несколько вопросов. Какое количество трудовых ресурсов забирают «проверочные работы»? Влияют ли проверки на экономические показатели предприятий? Если да, то в какой степени? Какие фирмы сильнее всего страдают от тяжести регулятивного бремени? За кем «охотятся» проверяющие? Институт применил современные методы анализа данных и моделирования для ответа на эти вопросы.

По самым консервативным оценкам, за год 0,2% всего рабочего времени в стране затрачивается на контрольно-надзорную деятельность. Занятие производительной деятельностью вместо проверок увеличит валовой выпуск на 0.2 п.п. Оптимизация контрольно-надзорной деятельности является серьезным ресурсом для достижения среднемировых темпов роста экономики России – цели, заявленной Президентом как приоритетной в послании Федеральному собранию в 2016 г.

Анализ показал, что факт проверки фирмы среднего размера связан с уменьшением ее прибыльности на 0,42 процентных пункта (или 6,2%). Но наибольший ущерб, при прочих равных, проверка наносит малому бизнесу. Так, в год проверки прибыльность малого предприятия может снизиться уже на 0,72 п.п. (или 13,3%). При этом крупному бизнесу удается избежать негативных эффектов от проверок. Заметим, что речь в данном случае идет исключительно о плановых проверках. Данные о потенциально более разрушительных внеплановых проверках пока не доступны для анализа.

Кто, кроме малого и среднего бизнеса оказывается под прицелом надзорных ведомств? Значительная часть проверок направлена на предприятия и организации, находящиеся в муниципальной, региональной и федеральной собственности (школы, больницы, муниципалитеты). И если в здравоохранении постоянный контроль оправдан высокими потенциальными рисками, то когда речь идет об образовательных учреждениях или муниципалитетах, повсеместные проверки ведут преимущественно к неоптимальному использованию бюджетных средств.

Проведение «умной» контрольно-надзорной политики требует наличия соответствующих данных. Сейчас государство заявляет о наличии инструмента для сбора и анализа проверочной деятельности – «Единый реестр проверок» (https://proverki.gov.ru). Аудит, проведенный Институтом показал, что его данные не могут быть использованы для анализа. Например, общее количество проверок в наборах открытых данных «Единого реестра проверок» с января 2015 по декабрь 2016 гг. составило 398 тыс. плановых и 535 тыс. внеплановых проверок, при том, что в действительности только в 2015 г. было проведено уже 1,3 млн. внеплановых проверок. В своей аналитической записке авторы предлагают ряд конкретных мер по развитию и улучшению Реестра проверок как потенциально важного инструмента по контролю за проверяющими.

Программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности включена в число приоритетных проектов, которые будут реализовываться на площадке Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Реформа КНД должна привести к снижению уровня административной нагрузки на предпринимателей со стороны контролёров – на 50% по отношению к 2016 году, а также существенно изменить наполнение и работу Единого реестра проверок. Эксперты Центра стратегических разработок совместно с Открытым правительством ведут работу по гармонизации предложений приоритетного проекта и Стратегии 2018-2024.

С исследованием можно ознакомиться по ссылке: /uploads/2016/12/analit_paper_december2016.pdf.