Вызовы шеринг-экономики: как арендные сервисы могут защитить свои активы без удорожания услуг

20 сентября 2021

На площадке ЦСР 16 сентября прошел круглый стол, посвященный проблеме защиты активов шеринг-сервисов в России. Приглашенные эксперты обсудили перспективы развития экономической модели, основанной на совместном потреблении товаров и услуг. Модератором мероприятия выступил Максим Башкатов, руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР.

Открывая дискуссию, модератор отметил, что шеринг-модель формирует новые тренды и открывает новые возможности. «Это и «умный город» с развитием интеллектуальной транспортной и жилищной системы, и рациональное использование ресурсов, и создание новых бизнес-моделей. Вместе с тем, несмотря на свои достоинства, шеринг-экономика несет в себе определенные риски, связанные недобросовестными практиками некоторых участников», - поделился Башкатов.

Андрей Писарцов, генеральный директор компании CHEP в России, отметил, что пулинг (один из типов шеринг-модели) сложнее аренды: «Паллеты оказываются в распоряжении большого количества пользователей, и в этом суть пулинга (многократное использование транспортной тары несколькими пользователями). Это экономит природные ресурсы и снижает объем отходов. Однако не все пользователи связаны договорными отношениями. Юридически мы работаем по договору аренды, который не отражает всех нюансов пулинга, понятие которого в законодательстве отсутствует. В итоге, мы сталкиваемся с невозвратом паллет некоторыми участниками рынка. Возможным решением проблемы мы видим разработку ГОСТа по пулингу. Это может защитить инновационную бизнес-модель и придаст импульс развитию шеринг-сервисов», - считает он.

По словам Людмилы Булавкиной, соосновательницы платформы Rentmania, и Николая Стотыки, вице-президента компании Lindstrom Россия, их бизнес также сталкивается с проблемой защиты активов. «Поскольку специальные страховые продукты для шеринг-сервисов не разработаны, компании часто вынуждены самостоятельно обеспечивать безопасность своих активов. Отчасти в этом помогают новые технологии по идентификации и верификации пользователей, а также использование RFID-меток и собственные программы страхования. Обратная сторона медали заключается в том, что внедрение этих мер может привести к удорожанию сервисов, поэтому, не все компании готовы идти таким путем», - поделилась Булавкина.

Алексей Зайцев, председатель технического комитета Росстандарта «Экономика замкнутого цикла, совместное потребление и устойчивое финансирование», отметил, что комитет планирует разработку стандарта для шеринга. «Этой работой также заняты коллеги и в других странах: пока единого стандарта для шеринга не существует, модель используется в самых разных отраслях и в каждой из них имеет свою специфику», - рассказал он.

Петр Дворянкин, CEO DP.consulting и резидент экспертного клуба ЦСР, в свою очередь, обратил внимание на актуальность темы круглого стола на примере результатов научного исследования, проведённого совместно с Высшей школой экономики.

«После консультаций с мэром Москвы Сергеем Собяниным на тему создания и развития сервиса p2p в столице было принято решение исследовать драйверы и барьеры, связанные со сдачей личного автомобиля в аренду. Так, по данным проведённого исследования, процент людей, готовых к участию в инициативе, составляет всего 8%, при этом значительный процент (34%) готовы сдать свой автомобиль, но при условии решения ряда задач со стороны сервиса, в том числе вопросов обеспечения безопасности своего имущества», — отметил эксперт.

«Вопросы защиты в шеринг-экономике своего актива, автомобиля, являются ключевыми для участников шеринг-сервисов. В связи с этим мы предложили правительству Москвы организовать механизм общественного контроля при реализации каршеринга “Рули” (p2p каршеринг) и шеринговых сервисов для электросамокатов», — добавил Петр Дворянкин.

Подводя итоги дискуссии, Максим Башкатов высказал мнение о том, что оптимальным развитием событий может стать введение мягкого регулирования в отдельных отраслях шеринга (транспорт, аренда тары и др.): разработка новых ГОСТов, отраслевых стандартов и соглашений о лучших практиках. Такой подход поможет обеспечить необходимую гибкость и дальнейшие возможности для развития шеринг-сервисов в России.