Зачем нужно ДПО

24 мая 2017

Вопрос совершенствования системы дополнительного образования в стране сегодня стоит остро. Для повышения производительности труда необходимо непрерывное обновление профессиональных квалификаций работающего населения.

Говоря о будущем страны, принято делать ставку на новое поколение. «Но новое поколение – это не только молодые люди, которые сейчас получают образование, но и уже сложившиеся профессионалы. Они должны регулярно повышать квалификацию, проходить переподготовку, получать новые знания и компетенции, то есть речь идет о непрерывном образовании. Без этого невозможно говорить о повышении качества человеческого капитала в условиях быстроразвивающейся высокотехнологичной мировой экономики», - считает Михаил Алашкевич, заместитель руководителя направления «Человеческий капитал».

Чтобы поддержать оптимальный уровень жизни, России необходимо достичь планки экономического роста в 3-4% в год, а без увеличения производительности труда это невозможно. Сегодня ВВП на душу населения в России составляет 9 тыс. долларов, в то время как нижний барьер для стран Евросоюза - 20 тыс. долларов. Казалось бы, роста производительности можно было бы добиться за счет модернизации производств, однако эксперты констатируют: проблема кроется в переподготовке персонала, в том числе, для работы на высокотехнологичном оборудовании. И если технику можно закупить, то обучить одномоментно персонал невозможно.

В стране необходимо наладить кадровое обеспечение высокоэффективного производства за счет обновления профессиональных навыков населения в течение всей жизни. Это подтверждает исследование ВШЭ, согласно которому существует зависимость между долей охвата граждан дополнительным профессиональным образованием (ДПО) и уровнем ВВП на душу населения – такую зависимость дает и анализ экономик разных стран, и анализ экономик отдельных российских регионов. Эксперты ВШЭ пришли к выводу: невозможно справиться с низким уровнем подготовки кадров, если государство не будет участвовать в развитии стимулов для развития системы дополнительного профобразования и получения квалификаций.

Сегодня Россия отстает от многих развитых стран по количеству людей, вовлеченных в процесс непрерывного образования. Согласно данным Мониторинга экономики образования (МЭО), составляемого ВШЭ, охват ДПО взрослого населения в России составляет 17%, в Евросоюзе эта доля в два раза больше (40,2%), в странах ОСЭР – в три раза (51%). Но даже то, что происходит сегодня в части повышения квалификации и переподготовки, во многом является профанацией. «Люди стремятся получить диплом для увеличения своей зарплаты, но не хотят получать реальные знания и навыки, которые могут повлиять на рост производительности труда. Как решить эту проблему и вывести систему непрерывного образования на новый уровень, нам и предстоит решить», - говорит Алашкевич.

Эксперты ВШЭ предлагают две группы мер для стимулирования развития ДПО. Первая связана с созданием системы образовательных сертификатов, которые позволяют гражданам самим выбирать дополнительную квалификацию и получать образование с участием средств государства и работодателей. Сами работодатели, говорят эксперты, побаиваются самостоятельно инвестировать в работников, зная, что те могут с новыми знаниями покинуть предприятие. Но, справедливости ради стоит отметить, что ни в одной стране мира сами работодатели не оплачивают полностью переобучение сотрудников. Всего предлагается предоставление до 100 тысяч бюджетных сертификатов софинансирования по наиболее востребованным направлениям переподготовки. По мнению представителей ВШЭ, в результате внедрения этой меры охват допобразованием в стране вырастет в два раза.

Вторая важная мера – развитие системы независимой оценки и сертификации квалификаций персонала, над этим проектом сейчас работает Национальное агентство развития квалификаций. 1 июля 2016 года вступил в силу федеральный закон о применении профессиональных стандартов, 1 января 2017 года — закон о независимой оценке квалификации. Сейчас по всей страны создаются центры оценки квалификации сотрудников, сейчас их уже около 160, а планируется к 2025 году порядка 400. В них любой сотрудник может получить оценку своих знаний и навыков и предъявить сертификат работодателю. Количество участников процедуры независимой оценки квалификации должно в будущем составить до 50 тыс. человек в год (в 2016 г. - 12 тыс. человек). По мнению экспертов ВШЭ, такая система сделает рынок оценки квалификации независимым и свободным. До настоящего времени вопрос оценки квалификации сотрудника и ее оценки в реальном секторе экономики был вопросом взаимоотношений работника и работодателя.

Среди других предлагаемых специалистами ВШЭ мер: налаживание тесного взаимодействия с отраслевыми работодателями, их участие в реализации программ, обеспечение высокотехнологичного уровня реализации образовательного процесса и гибкая настройка предлагаемых программ с учетом потребностей профильной отрасли.

Для статистики: По данным исследования ВШЭ, на сферу ДПО из федерального и региональных бюджетов ежегодно тратится 20 млрд рублей. В 100 млрд рублей оценивается рынок негосударственного заказа (финансирование предприятиями). То есть общий объем поступлений в эту сферу – 120 млрд рублей, (данные МинобрнаукиРФ http://fin.edu.ru/InfoPanel/min_obr1.html и издания East-WestDigital News https://vc.ru/p/edtech-investigation).

Где сегодня работодатель проводит обучение своих сотрудников? Внутри компании – на базе учебных центров или собственных учебных вузов – 34%, на базе внешних организаций, из которых 32% – средние профессиональные образовательные организации, вузы и специализированные организаций ДПО, – 40% (данные взяты из "Мониторинг экономики образования. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований". Выпуск № 2 и 10. 2016).