Лучшие практики и стратегии развития региональных систем госзакупок

25 октября 2017

На площадке ВДНХ прошла конференция «Лучшие региональные практики системы закупок: кейсы по решению актуальных задач», организованная правительством Москвы и ЦСР.

Активное участие в конференции приняли департамент города Москвы по конкурентной политике, департамент образования Москвы, представители администраций субъектов РФ и федеральных ведомств – Минфина и ФАС России. Темой встречи стало обсуждение шагов по усовершенствованию системы государственных закупок на пути создания цифрового государства.

Темой пленарного заседания стал «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ КАК НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ». Своей точкой зрения на проблему поделились:


  • Геннадий Дегтев, руководитель Департамента г. Москвы по конкурентной политике

  • Владимир Княгинин, вице-президент ЦСР, председатель правления "ЦСР «Северо-Запад"

  • Дмитрий Тётушкин, заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы

  • Владислав Овчинский, заместитель начальника Главного контрольного управления города Москвы

  • Екатерина Набатова, заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

  • Дмитрий Готовцев, заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации


Беседу модерировала Ольга Анчишкина, руководитель проекта «Контрактная система» Центра стратегических разработок.

«Развитие контрактной системы – один из приоритетных проектов национального масштаба, всем ее участникам важно не только видеть, но и слышать друг друга», – отметил во вступительном слове руководитель департамента г. Москвы по конкуретной политике Геннадий Дёгтев. Регионы представили свои кейсы организации системы госзакупок на стендах павильона, представили методическую литературу, а также обменялись предложениями по повышению эффективности работы института госзакупок.

В эпоху цифровой экономики внедрение ее принципов в контрактную систему – очевидная необходимость, признали участники встречи. По словам Геннадия Дёгтева, необходимой частью цифровизации является повышение эффективности работы управленческого персонала, выработка одинаковых правил «поведения» для всех регионов, чтобы любой предприниматель в любой точке страны мог участвовать в конкурсах, проводимых в разных субъектах.

Правительство Москвы представило действующую в столице платформу – интегрированную систему портала поставщиков и инвестиционного портала - с тем, чтобы привлечь на нее поставщиков и заказчиков из других регионов. «Нам нужно обмениваться наработанными практиками, не просто вести диалог, но и наладить взаимодействие. Москва готова предоставить инфраструктуру для этого взаимодействия, другие субъекты могут использовать ресурсы уже созданной системы», - отметил Дёгтев, добавив, что эффект от такой интеграции возникает очень быстро.

Диалог о путях совершенствования системы госзакупок велся не только в технологической, но и в регуляторной плоскости. Участники встречи обсудили приоритетные изменения, которые требуется внести в законодательную сферу системы госзакупок. ЦСР уже провел существенную работу в этом направлении: были проанализированы региональные практики (Атлас регионов, доклад «Госзакупки. Какой должна быть контрактная система?» ) и обобщены предложения, поступившие от субъектов РФ, в части настройки регулирования.

Вторым этапом работы стало проведение конференции, где профессионалы могли задать друг другу вопросы. Как отметила руководитель направления проекта «Контрактная система» Ольга Анчишкина, контрактная система как система распределения денежных средств пока не является равновесной – ее участники спорят, пытаясь настоять на своих интересах. «Эту равновесность должен обеспечивать регулятор, контрольный орган обязан отстаивать публичные интересы и интересы гражданина как конечного пользователя, а представитель экономического блока оценивает вклад в общую экономическую систему. Нам нужно выработать общую систему интересов и компромисса», - заключила Анчишкина.

«Первый пласт нашей совместной работы – повышение эффективности работы системы, второй – ее перестройка под давлением технологической революции, которая затрагивает не только реальный сектор, но и систему управления», - добавил вице-президент ЦСР Владимир Княгинин. Выработанные в процессе диалога предложения впоследствии будут направлены в администрацию президента и в правительство. «Задача ЦСР – систематизировать эти предложения, проверить их на совместимость с текущей политикой и представить тем, кто принимает решения», - сообщил Владимир Княгинин.

Вторая часть конференции прошла в формате круглого стола, где принимали участие:


  • Александр Исаевич, заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике

  • Владимир Громов, председатель Комитета государственного заказа Тамбовской области

  • Наталья Калашникова, заместитель министра экономического развития Саратовской области, начальник управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

  • Сергей Чериканов, заместитель министра конкурентной политики Калужской области, начальник управления государственных закупок

  • Игорь Труфанов, начальник управления государственных закупок и развития конкуренции Министерства экономического развития Ростовской области

  • Сергей Славянский, директорДепартамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Всего конференция собрала более 120 специалистов в области госзакупок, включая представителей Воронежской, Ивановской, Калужской, Кировской, Липецкой, Новгородской, Ростовской, Саратовской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской, Ярославской областей, а также из Москвы, Пермского края, Республики Татарстан, Санкт-Петербурга, ХМАО и Чувашской республики.

Читайте ниже обзор ЦСР по презентациям региональных представителей.

ГОСЗАКУПКИ В МОСКВЕ: ЭЛЕКТРОННЫЙ МАГАЗИН,СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Своими лучшими практиками в сфере госзаказа Москва считает следующие элементы контрактной системы:
В-первую очередь, это развитие системы «Электронный магазин» Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы, который работает с малыми объемами закупок, то есть совершенствует взаимодействие с малым и средним бизнесом. Портал поставщиков (zаkuрki.mos.гu) позволяет в режиме онлайн в электронном виде осуществлять закупки «малого объема» за счет сформированного единого информационного пространства.
Второе - стандартизация закупок. Это позволяет исключить избыточные закупки за счет формирования единых требований к закупкам определенных товаров, работ, услуг.
Третье важное направление, проверка обоснованности закупок и принятия решений структурами, которую проводит Межведомственная группа по проверке обоснованности заявленных потребностей (МРГ). Группа занимается контрактами на сумму более 3 млн. руб. Экономия уже налицо.
Описанные практики повышают прозрачность всей контрактной системы и позволяют детализировать информацию практический по каждой сделке, предоставить любому желающему информацию о предмете закупки и его стоимости. К порталу поставщиков и таким его опциям, как экспресс-аукционы, Москва приглашает присоединиться все заинтересованные регионы к использованию уже разработанного и развивающегося инструмента «Портал Поставщиков» абсолютно бесплатно. Для тех регионов у кого уже есть своя витрина закупок малого объём, Москва готова сделать отдельный раздел региона с витриной для более чем 70 000 зарегистрированных на портале поставщиков.

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ГОСЗАКУПОК ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Как следует из материалов конференции, в Воронежской области дефицит областного бюджета вызвал необходимость экономно относиться к тратам. Кроме того, администрация столкнулась с несвоевременным обеспечением государственных нужд поставщиками и неравномерностью распределения нагрузки на систему госзакупок в течение года.
На основе детального анализа этих и других проблем Управлением по регулированию контрактной системы разработало несколько мер, которые можно считать лучшими практиками.
Был составлен сводный план-график, следуя которому область смогла сэкономить свыше 2,2 млн. рублей на госзакупках по обеспечению государственных нужд Воронежской области. Это более 15% от общего числа госзакупок на эти нужды. Распространив использование план-графика на другие статьи расходов можно ожидать роста эффективности расхода бюджетных средств.
Еще одно решение – в рамках оптимизации системы госзакупок Управлением был составлен рейтинг государственных предприятий наиболее эффективно справляющихся с организацией госзакупок. Выяснилось, что только 180 бюджетных предприятий Воронежской области эффективно осуществляют госзакупки. Первое место в рейтинге занял «Рамонский дом-интернат для престарелых и инвалидов», второе – Новохоперская районная больница.
Однако основной проблемой госзакупок в Воронежской области все же является формальный характер конкурентности рынка. За 2015 год более 82% от общего числа госзакупок (на сумму примерно в 3,6 млрд. рублей) осуществлялись у единственного поставщика.
Для борьбы с таким крайне неэффективным расходом бюджетных средств Управлением был предпринят ряд мероприятий по централизации закупочного процесса. В условиях более жесткого контроля за рынком в 2016 году удалось увеличить долю конкурентных закупок с 18% до 34%. Сумма сохраненных средств составила 30 млн. рублей. Помимо этого, в рамках экономии средств областного бюджета удалось сократить общую сумму госзакупок в период с 2015 по 2016 год с 4,4 млрд. рублей до 2,7 млрд. рублей.
Несмотря на тяжелое положение в плане организации госзакупок в области, нужно отметить, что областными властями за последние 3 года были приняты значительные усилия по улучшению ситуации. В этом году также стоит ожидать позитивной динамики.

ОПЫТ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК

Правительство Калужской области активно работает над вопросом оптимизации системы государственных закупок. Одна из наиболее эффективных инициатив – проводимая министерством конкурентной политики практика совместных закупок.
Суть процедуры заключается в следующем: министерство объединяет заявки нескольких заказчиков на основе технических заданий. Затем министерством устанавливается обоснованная единая начальная (максимальная) цена контракта на идентичные товары и услуги для всех заказчиков и осуществляется закупка соответствующего количества товаров и услуг.
С помощью данной практики решаются проблемы большого количества закупок идентичной продукции, низкого уровня дисциплинированности заказчиков и издержек самого закупочного процесса.
В 2016 году было проведено 548 совместных закупок, которые объединили 3834 заявки заказчиков на сумму 644 млн. рублей. Таким образом, примерно в 7 раз сократилось количество индивидуальных закупок. По расчетам министерства экономия от проведения совместных закупок в 2016 году составила 18% от общей суммы заказов- 115 млн. рублей.
Также в Калужской области проводится централизация и муниципальных закупок. Экономия бюджетных средств по муниципальным закупкам в 2016 году составила 95 млн. рублей.
Помимо этого, в целях эффективного расходования бюджетных средств при осуществлении закупок у единственного поставщика запущена электронная система «Маркетинговые исследования малых закупок». Данная система рассчитана, в первую очередь на малый бизнес и закупки стоимостью от 100 до 400 тыс. рублей.
В 2016 году на основе системы было заключено более 9 тысяч контрактов на общую сумму 247 млн. рублей, что составляет 40% от числа закупок в диапазоне от 100 до 400 тысяч рублей. Экономия бюджетных средств за счет использования системы составила 28 млн. рублей. В настоящее время рассматривается вопрос о внедрении подобной системы на муниципальном уровне.
Еще одной важной инициативой, нацеленной на борьбу с низким уровнем профессионализма заказчиков и большим количеством административных правонарушений, является тестирование заказчиков на знание законодательства о закупках. Тесты проходятся в необязательном порядке и находятся в открытом доступе на сайте министерства конкурентной политики.
Из других практик, ориентированных на повышение юридической грамотности заказчиков, стоит отметить размещенный на сайте министерства пошаговый алгоритм порядка одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Необходимость его создания была вызвана частыми ошибками заказчиков при исполнении данной процедуры и избеганием ими одностороннего расторжения контракта из-за неуверенности в том, как правильно его осуществить.
Резюмируя, нужно отметить, что в Калужской области применяются как хорошо зарекомендовавшие себя инструменты закупок, так и практики, не имеющих аналогов в других регионах.

БОРЬБА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ЧЕСТНЫЕ ГОСЗАКУПКИ

По словам участников, в Кировской области было введено несколько основных практик для регуляции государственных закупок и решения проблем, существующих в данной сфере для оптимизации расходов бюджета.
В частности, в области отсутствовал предварительный общественный контроль при планировании закупок, а также не было объективной публичной оценки возможного злоупотребления при осуществлении крупных сделок. Помимо этого, нужно отметить очень низкий уровень конкуренции и, как следствие, высокая аффилированность закупок.
Для борьбы с этими проблемами была сформирована «Комиссия по рассмотрению проектов технических заданий, разработанных заказчиками Кировской области для осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд». Деятельность комиссии проходит в форме открытого обсуждения проектов технических заданий на поставку дорогостоящих товаров, работ и услуг, по итогам которого заказчику выносятся рекомендации о целесообразности корректировки условий закупок.
За 6 месяцев 2017 года проведено 13 заседаний комиссии, на котором рассмотрено 23 проекта технических заданий заказчиков, по 1 проекту рекомендовано снизить начальную (максимальную) цену контракта, 1 проект возращен комиссией заказчику на доработку. Однако нужно отметить, что с 2016 года функционируют 24 идентичные региональные комиссии, которые выполняют идентичные функции на другом уровне административного регулирования.
Еще одной важной практикой стало Тестирование заказчиков на предмет уровня знаний Федерального закона № 44-ФЗ. Необходимостью введения такой меры стали ежегодное увеличение числа правонарушений в сфере закупок и низкий уровень квалификации специалистов, занимающихся закупочной деятельностью. В 2016 году тестирование прошли 80% всех заказчиков области. В результате заметно значительное снижение административных дел в 2017 по тем пунктам, по которым был проведен мониторинг в 2016 году.
Одной из главных инициатив по контролю в сфере госзакупок стал проект «Корпоративный контроль», реализация которого началась с 1 марта 2017 года. В рамках проекта все бюджетные учреждения области должны разместить в открытом для сотрудников доступе, а также на официальном сайте заказчика информацию о закупаемых в учреждении товарах, работах и услугах. Размещение указанной информации рассматривается министерством финансов как превентивная мера противодействия коррупции. На данный момент «Корпоративный контроль» осуществляется в 200 бюджетных учреждениях.
Помимо указанных практик, в связи с неравномерным осуществлением заказчиками закупок в течение финансового года, было принято решение об обеспечении в первом полугодии финансового года размещения извещений об осуществлении закупок бюджетными учреждениями.
В целом, нужно отметить, что в Области проводится серьезная работа по минимизации расходов бюджета в сфере государственных закупок и предупреждения злоупотреблений, а также предложен оригинальный подход к контролю за расходами бюджетных учреждений, когда сами сотрудники организаций смотрят за честностью и обоснованностью закупок.

ОПЫТ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специалисты отмечают, что в Мурманской области предложено решение такой проблемы, как отсутствие регламентации проведения сотрудниками уполномоченного органа проверки документации, поступающей от заказчиков. Для решения этой проблемы Комитетом государственных закупок Мурманской области был разработан алгоритм проверки документации, которым унифицированы требования к проверке документации и даны методические рекомендация по трудным вопросам.
Также Комитетом была создана и ведется база данных решений контролирующих и судебных органов, а также разъяснений по спорным вопросам.
В результате этих инициатив удалось закрепить обязанности и распределить ответственность специалистов при осуществлении проверки документации, создать четкий механизм взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа и сократить общее время проверки документации.
Значимым достижением Мурманской области в сфере госзакупок является перевод закупок «малого объема» на электронную торговую площадку. Данная практика вызвана необходимостью поддержки малого и среднего бизнеса. Она также направлена на решение проблем отсутствия открытости и прозрачности закупок, осуществляемых по п.4 и п.5 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, отсутствия конкуренции, неэффективного использования бюджетных средств и коррупции. В 2016 году благодаря данной практике удалось сэкономить 27 млн. рублей (10% от общей суммы заключенных контрактов по малым госзакупкам).

ТАТАРСТАН: ТОЛЬКО ПО МОЛОЧНЫМ ПРОДУКТАМ 22,5% ПОСТАВОК БЫЛИ НИЗКОГО КАЧЕСТВА

Опыт Республики Татарстан убедительно показывает, что контрактная система может обеспечить высокое качество закупок и адекватную цену. Один из примеров – отладка системы закупки продуктов питания для детских учреждений.
Так, в 2016 году по итогам проведенного анализа закупок заказчиков на поставку продукции выяснилось, что качество одного и того же товара продукции в каждой закупке могут быть разные, а цены на такие товары могут отличаться друг от друга в 2-3 раза.
В этой связи Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан провело в прошлом году отбор проб молока и молочной продукции, используемых в детских дошкольных учреждениях Арского, Дрожанновского, Алькеевского, Спасского и Заинского районов. В каждом районе были произведены пробы в 10 учреждениях. В результате была обнаружена продукция, не соответствующая требованиям «О безопасности молока и молочной продукции», а так же продукция с признаками фальсификации. Из 142 проб пятая часть оказалась несоответствующей принятым нормам.
Было найдено следующее решение проблемы:
• Стандартизация номенклатуры продукции. Номенклатура продукции размещена в справочнике Региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Татарстан.
• Установление единых максимальных цен на продукцию, закупаемой заказчиками. Ежемесячно проводится обновление единых максимальных цен на продукцию в справочнике Системы Государственным комитетом Республики Татарстан по закупкам. Информацию предоставляет Государственное бюджетное учреждение «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан».
• Проведение открытого конкурса с ограниченным участием.
В результате предпринятых действий за счет стандартизации номенклатуры продукции и установления единых максимальных цен повысило качество закупаемой продукции повысилось, а цены снизились.

ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ: ОПЫТ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Система госзакупок в Хабаровском крае не безупречна.
Основная проблема региона заключалась в том, что краевые заказчики по-разному описывали одни и те же товары и услуги, идентичные товары относили к разным кодам ОКПД2. Кроме того, заказчиками вольно трактовались и применялись технические регламенты, документы, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, иные руководящие документы.
В результате возникали спорные ситуации по допуску товаров, соблюдению запретов и ограничений. Отсутствовала возможность сопоставления закупок между собой, сравнения закупочных цен и иных условий поставок.
Как показал опыт других регионов, проведение госзакупок на единой методической платформе, способно решить указанные проблемы и сэкономить краю десятки миллионов рублей.
В связи с этим в области был разработан каталог товаров, работ, услуг, позволивший унифицировать информацию о предметах закупок.
В результате из технических заданий были исключены избыточные требования к товарам, максимально устранены возможные ограничения конкуренции. Главным результатом введения каталога стало снижение уровня цен при закупках.
Хабаровский край выступил пилотным объектом внедрения и одним из разработчиков концепции, структуры каталога товаров и услуг. В настоящее время это каталог тиражируется разработчиком в других регионах на платной основе.

ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ХМАО: ДОСТУП СОЦИАЛЬНЫХ НКО В ГОСЗАКУПКАХ

Интересен опыт Ханты-Мансийского автономного округа по расширению доступа социально-ориентированным некоммерческим организациям к бюджетным средствам, выделяемым на обеспечение населения социальными услугами.
Дело в том, что работа негосударственного сектора в сфере социального обслуживания имеет значительные преимущества в сравнении с услугами государственных и муниципальных учреждений. Предприниматели могут организовать более продуктивные бизнес-процессы и снизить издержки.
За счет привлечения частного сектора в сферу социальных услуг в 2017 году объем уже сэкономленных бюджетных средств превысил 25 млн. рублей. Это значит, что «закупать» социальные услуги у бизнеса на 25 млн. рублей дешевле, чем у государства.
Для облегчения доступа к обеспечению социальных услуг общественным организациям и иным некоммерческим объединениям с 2010 года предоставляются субсидии на реализацию мероприятий по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан.
В итоге с 2015 года по настоящее время количество негосударственных поставщиков выросло в 6,8 раз - с 16 негосударственных поставщиков в 2015 году до 110 в настоящее время - и составляет 67,5% от общего количества организаций, действующих в данной сфере. На условиях государственного заказа социальные услуги на дому предоставляют 5 негосударственных поставщиков, 16 негосударственных поставщиков предоставляют услуги «Социальное такси».
Однако при «перекладывании» социальных функций государства на предпринимателей социального секторы возникают проблемы, решение которых округом пока не найдено. Наиболее актуальная из них ¬ это признание конкурса несостоявшимся в связи с отсутствием поставщиков социальных услуг. Не все социальные услуги выглядят коммерчески привлекательными для предпринимателей. Негосударственные поставщики неохотно принимают участие в конкурсах.
Помимо этого, победителем конкурса может стать «организация-однодневка» или недобросовестная организации, оказывающая некачественные услуги. Так как социальное предпринимательство только нарождается в России, этот бизнес пока не стал стабильным, случается, что выигравшая контракт организация банкротится.
Для того, чтобы повысить привлекательность сферы социальных услуг для частного сектора в 2016 году Департаментом социального развития автономного округа направлено 84,8 млн. руб. на привлечение негосударственных поставщиков, из них 24,2 % (20,5 млн. руб., в том числе на дому – 14,2 млн. руб.) посредством проведения процедур по размещению госзаказа.

ОПЫТ ЧУВАШИИ: БОРЬБА С НЕДОБРОСОВЕСТНЫМИ ПОСТАВЩИКАМИ

По мнению экспертов, в Чувашии заказчики часто сталкиваются с несоблюдением поставщиками сроков исполнения своих контрактных обязательств по поставке товаров и оказанию услуг. При этом ведение заказчиками искового процесса в отношении таких поставщиков сложно, поскольку поставщики могут находиться в состоянии процедуры банкротства. Наличие большого количества участвующих в торгах фирм-однодневок только усугубляет ситуацию.
По итогам 2013 года в Республике Чувашия критической стала ситуация с выполнением работ по строительству социально-значимых объектов, финансирование которых осуществлялось в рамках реализации государственных программ и федеральных соглашений.
Для борьбы с этими проблемами правительством республики было принято несколько мер, с помощью которых удалось исправить положение.
Во-первых, была создана база данных юридических лиц и их руководителей, нарушивших условия исполнения государственного либо муниципального заказа, совершивших иные злоупотребления, связанные с участием в торгах. Это позволило учреждениям проверять информацию об исполнителях заказов и увеличило долю закупок у добросовестных поставщиков.
Во-вторых, Минэкономразвития Чувашии начало проводить постоянную работу с заказчиками Чувашской Республики по указанию ими в проекте контракта права заказчика производить оплату контракта путем выплаты поставщику суммы, уменьшенной на сумму неустойки, а затем удерживать такую неустойку при окончательном расчете. Данная мера позволила увеличить количество исков о взыскании средств с поставщиков, нарушивших условия соглашения.
В-третьих, Минэкономразвития стало проводить мониторинг ведения заказчиками Чувашской Республики претензионно-исковой работы, обсуждать итоги такой работы с главой Республики и оказывать заказчикам методологическую помощь. В результате бюджетная дисциплина при расходовании средств на закупки повысилась.
Помимо этого, по инициативе Минэкономразвития стали привлекаться к административной ответственности заказчики, допустившие продление изначальных сроков поставки товаров и услуг. Эта мера заставила заказчиков при заключении соглашений указывать реальные сроки выполнения работ и стимулировала их внимательней проверять реальность выполнения поставщиками своих обязательств, указанных в договоре.
Материальным результатом работы стала уплата неустойки в бюджет Республики за ненадлежащее и несвоевременное исполнение 290 контрактов в размере 12,6 млн. рублей.

ВЫСОКАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ ЗАКУПОК ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Постоянное внимание Ярославского областного правительства к сфере государственных закупок позволило сформировать устойчивую контрактную систему, позитивный опыт которой востребован как другими регионами, так и федеральным центром.
По итогам 2015 года Ярославская область получила статус «Высокая прозрачность» в национальном рейтинге эффективности закупок. А в 2016 г. заняла 1-е место в рейтинге эффективности региональных закупок, который был опубликован Аналитическим центром при Правительстве РФ (годом ранее область занимала 2-е место).
Успех стал результатом длительной кропотливой работы. Еще в 2005 году Администрация Ярославской области создал специализированный департамент государственного заказа Ярославской области, задача которого – регулировать контрактную систему. С 2013 по 2016 г. в области были приняты 7 нормативных актов, направленных на совершенствование системы госзакупок.
К лучшим практикам области можно отнести следующие решения:
• Проведение регулярных семинаров и круглых столов для малого и среднего бизнеса по правилам госзакупок.
• Внедрение механизма общественного обсуждения для крупных закупок (от 50 млн. руб. до 1 млрд. руб.).
• Проведение областного конкурса «Лучший специалист в сфере закупок», направленного на поддержку наиболее талантливых и высокопрофессиональных специалистов и масштабирование передового опыта.
• Организация «Электронного магазина» закупок малого объема.
Специалисты ЦСР проанализировали лучшие практики Ярославской области и высоко оценили их эффективность.

Материалы конференции:

Презентация Москва (часть 01)

Презентация Москва (часть 02)

Презентация Кировская область

Презентация Липецкая область

Презентация республики Татарстан

Презентация республики Чувашия

Презентация Тульская область

Презентация Ярославль

[gallery link="file" size="medium" ids="2322,2335,2333,2332,2331,2330,2329,2328,2327,2326,2325,2324,2323,2334,2336,2337,2338,2339,2340,2341,2342,2343,2344,2345,2346,2358,2357,2356,2355,2354,2353,2352,2351,2350,2349,2348,2347,2359,2360,2361,2362,2363,2364,2366,2367,2368,2369,2370,2382,2381,2380,2379,2378,2377,2376,2375,2374,2373,2372,2371,2383,2384,2385,2386,2387,2388,2389,2390,2391,2392,2393,2394"]